Экоаудит

5/5 - (1 голос)

Согласно ст.1 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологический аудит, изначально введенный в экономически развитых государствах, еще в 70-е годы представлял собой средство защиты интересов предпринимательских структур, и был направлен на снижение уровня риска для окружающей среды и здоровья населения.

С середины 80-х годов Международная торговая палата рассматривает экологический аудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной практикой и оценкой соответствия стратегии деятельности крупнейших компаний нормам экологического права.

С начала 90-х годов многие коммерческие банки России стали использовать экологический аудит в качестве некого защитного инструмента по предупреждению неплатежей по ссудам своих заемщиков, в т.ч. в результате их неплатежеспособности или даже банкротства, по причине их рискованной (с точки зрения экологической безопасности) деятельности нарушающей экологические нормы и правила.

К примеру, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития используют экологический аудит в качестве обязательного инструмента для оценки деятельности финансируемых ими компаний или холдинговых структур.

Так, одним из условий соглашения Российской Федерации с Международным банком реконструкции и развития «О предоставлении второго угольного займа» является — проведение экологического аудита ряда закрывающихся шахт (подземная шахта «Промышленная», Воркутауголь в Республике Коми, подземная шахта «Донецкая», Гуковуголь, а также разрез «Реттиховский», Приморскуголь на Дальнем Востоке).

Решение этих банков о выделении инвестиций принималось с учетом соблюдения заемщиками результатов экологического аудита и предписаний и мероприятий в области охраны окружающей среды, обозначенных экспертами-экологами.

На сегодняшний день проведение экологического аудита не является обязательным требованием Федерального Закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», но желателен по целому ряду направлений.

Следует учитывать, что до 1998г. процедура экологического аудита в России выполнялась в основном зарубежными экоаудиторскими фирмами или их представительствами.

В настоящее время Россия переживает новую фазу развития услуг экоаудита, что в значительной мере определяется потребностями промышленной и иной хозяйственной деятельности российского бизнеса.

Так, ряд российских предприятий, имеющих выход на международные рынки, вынуждены проводить международную согласованную процедуру экологического аудита и получать соответствующий сертификат по экологической безопасности своего производства и своей продукции.

В результате, если предприятие соответствует требованиям ISO 14000, то сей факт обеспечивает конкурентоспособностью продукции данного предприятия на мировом рынке.

Экологический аудит проводится:

  • при реализации международных обязательств в области охраны окружающей среды;
  • по поручению государственных органов, в том числе для обоснования экологической санации предприятий;
  • для учета экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  • при реализации процедуры банкротства экономических субъектов;
  • при проведении обязательного экологического страхования;
  • при подготовке и обосновании инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования и т. д.

Как правило, экоаудит выявляет проблемные области текущей производительной деятельности объектов, в которых имеются явные или скрытые нарушения природоохранных требований.

Основные вероятностные негативные правовые и финансовые последствия, которые могут наступить вследствие:

  • причинения вреда охраняемых компонентам окружающей среды;
  • нарушения требований по наличию нормативно-разрешительной и отчетной документации в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Базовый план работ по экологическому аудиту:

Экоаудит

  1. проведение экспресс обследования территории хозяйствующего субъекта при необходимости фотофиксации выявленных нарушений;
  2. опрос персонала и должностных лиц предприятия для выявления имеющихся проблем и экспертной оценки организации с точки зрения её природоохранной деятельности;
  3. экспресс-анализ нормативно-разрешительной природоохранной документации на предмет её наличия и достоверности;
  4. опрос представителей специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  5. оценка и анализ полученной информации,
  6. подготовка экспертного заключения с рекомендациями экспертов — экоаудиторов.

ЭкоРиски

В своей экспертной практики мы используем разработанную нашими специалистами градацию эконарушений по степени их значимости:

Категории А – экологические нарушения, вероятность нарушения которых со стороны надзорных органов близка к 100% и которые могут привести к приостановке деятельности предприятия государственными органами, экологическому происшествию с необходимостью компенсации экологического ущерба или требуют значительных затрат на устранение нарушений (условно принято – 3 млн.руб.)

Категории В – очевидные экологические нарушения, устранения которых требует времени и связано со значительными инвестициями в устройство сооружений защиты окружающей среды (газоочистные сооружения, очистные сооружения сточных вод и оборудование по обезвреживанию отходов, рекультивация загрязненных земель и т.д.), при высокой вероятности выявления со стороны надзорных органов обуславливает высокие сверхнормативные платежи за загрязнение окружающей среды.

Категории С – незначительные экологические нарушения, вероятность выявления со стороны надзорных органов и последствия незначительны, или нарушения, которые можно устранить в текущей деятельности предприятия без существенных затрат.

По итогам экоаудита наши специалисты ранжируют выявленные экологические риски с рекомендациями по мероприятиям, направленным:

  • на устранение несоответствий производственной деятельности природоохранным требованиям;
  • на ликвидацию или смягчение последствий выявленных экологические нарушений.

Рекомендации наших экоаудиторов направлены на:

  1. проведение дальнейших исследований и более детальных оценок для объективной оценке текущей ситуации на основании имеющейся документации и проведению прямых натурных измерений, измерений уровней воздействия и их последствий;
  2. разработке мероприятий по приведению деятельности в соответствие с природоохранными требованиями, плана действий по ликвидации прошлого нанесенного вреда, в том числе:
    • первоочередных, минимально необходимых на текущий момент для обеспечения возможности продолжить производственную деятельность и планомерно вести работу по достижению соответствия нормативным требованиям;
    • требуемых для обеспечения на перспективу соответствия требованиям в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ликвидации последствий нанесенного вреда окружающей среде.
  3. принятия управленческих решений по устойчивой и экологически обеспеченной производственной деятельности, отвечающей российским требованиям в области охраны окружающей среды.

АНО «Центр Экологических Экспертиз» предлагает услуги в области как внешнего, так и внутреннего экологического аудита.

Все статьи по теме «Экологическая экспертиза»

Вам может также понравиться...