80 лет Саратовскому юридическому институту МВД России: опыт и перспективы

Полезная информация?
80 лет Саратовскому юридическому институту МВД России: опыт и перспективы

80 лет Саратовскому юридическому институту МВД России: опыт и перспективы

В этом году Саратовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с приказом Министра внутренних дел от 7 октября 2004 года № 627 «О дате образования Саратовского юридического института МВД России» отметил свое 80-летие.

Саратовский юридический институт МВД России — старейшее ведомственное учебное заведение страны, образованное 17 сентября 1925 года на основании решения НКВД РСФСР как Саратовская школа младшего командного состава милиции для подготовки кадров для службы в органах внутренних дел.

Это уникальное учебное заведение прошло за восемь десятилетий славный путь — от школы младшего начальствующего состава милиции до одного из признанных учебных заведений России. В целях удовлетворения потребностей системы МВД и других правоохранительных органов в высококвалифицированных кадрах в его стенах ведется подготовка и переподготовка специалистов с высшим и специальным средним юридическим образованием с криминалистической специализацией.

В мае 1991 г. Постановлением Правительства страны на базе этого учебного заведения образована Саратовская высшая школа МВД России как высшее учебное заведение экспертно-криминалистического профиля, а в январе 1998 г. Распоряжением Правительства России школа была преобразована в Саратовский юридический институт МВД России.

Вуз лицензирован, трижды прошел государственную аттестацию. В 1999 г. решением Аккредитационной коллегии Министерства образования Российской Федерации институт был аккредитован по виду «Академия», а в 2003 г. получил Свидетельство Министерства образования и науки Российской Федерации о государственной аккредитации по виду образовательного учреждения — Университет.

Институт имеет право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования по программам среднего профессионального образования; по семи основным образовательным программам высшего профессионального образования. Для удовлетворения потребности более 50 комплектующих органов МВД России в квалифицированных милицейских кадрах в учебном заведении создана разветвленная инфраструктура, включающая очную и заочную бюджетные формы обучения, очную и заочную внебюджетные формы обучения, юридический колледж, Самарский и Пензенский филиалы. Институтом обеспечиваются кадровые потребности экспертов-криминалистов и следователей 11 автономно-территориальных образований и 90 комплектующих органов России.

Учебное заведение является базовым вузом МВД России по специальности «Судебная экспертиза». По этой специальности в Саратове действует Учебно-методическое объединение образовательных учреждений профессионального образования в области судебной экспертизы.

Подготовка сотрудников для органов внутренних дел осуществляется на двадцати кафедрах и в четырех научно-исследовательских лабораториях. Учебный процесс организуется на семи факультетах: судебной экспертизы; юриспруденции; правоохранительной деятельности; специальном (по подготовке кадров для юридических служб МВД, налоговых, таможенных органов и банковской системы), подготовки научно-педагогических кадров; заочного обучения; переподготовки и повышения квалификации. В вузе действует фонд «Центр социального партнерства», юридическая клиника «Центр правовой помощи», организован центр судебных экспертиз, что значительно расширяет возможности совершенствования учебной подготовки специалистов, а также участия научно-педагогических кадров в оказании юридической помощи населению при решении актуальных проблем их жизни и работы.

В институте имеется адъюнктура (аспирантура) и докторантура по десяти научным специальностям. Функционируют три диссертационных совета, один из которых — докторский. Созданы научные школы по отдельным направлениям науки.

Важное значение в деятельности института занимает работа по установлению творческих зарубежных контактов. Так, в соответствии с Программой международного сотрудничества МВД России в области подготовки кадров на базе института в последние годы проведены международные российско-американские семинары по проблемам исследования места взрыва, борьбе с организованной преступностью в финансовой сфере, криминалистическим методам борьбы с финансовыми преступлениями и фальшивомонетничеством, международный семинар по домашнему насилию в рамках программы Совета Европы «Полиция и права человека».

Важнейшим элементом в организации научно-исследовательской деятельности является взаимодействие ученых института с правоохранительными органами и высшими учебными заведениями России.

Выпускающие кафедры института имеют необходимую криминалистическую, специальную технику, современные компьютерные классы, новейшие технические средства обучения, автоматизированные рабочие места экспертов с полным программным обеспечением для учебного процесса по всем направлениям преподаваемых дисциплин. Лекционные залы оборудованы замкнутой телевизионной системой, позволяющей продуктивно использовать дидактический материал в учебном процессе. По технической оснащенности институт стремится к современным стандартам в системе образования.

Значительная роль в институте отводится организации и проведению всероссийских, межведомственных и международных научно-теоретических и практических конференций, круглых столов, научных семинаров и конкурсов, организации научно-исследовательской работы слушателей и курсантов.

Институт является хорошей школой воспитания у молодых людей профессионализма, честности и порядочности, и его питомцы за годы существования вуза внесли достойный вклад в реализацию благородной цели — защиты граждан, общественного порядка. Выпускники института способны плодотворно работать в новых экономических и общественных условиях, достойно служить на благо Отчизны, оказывать действенную практическую помощь органам внутренних дел в их работе по исполнению российских законов.

В прошлом году институт, криминалистические сообщества вузов отмечали еще одну важную дату — 10-летие открытия специальности «Судебная экспертиза» и работы соответствующего Учебно-методического объединения (УМО).

Специальность (022400 Судебная экспертиза) впервые в России была введена в марте 1994 года приказом Госкомвуза России. Само по себе введение этой специальности носило революционный характер. Это был первый и удачный опыт дифференциации юриспруденции для решения задач углубления и профилизации подготовки экспертов-криминалистов.

Выделение судебной экспертизы произошло из специальности Юриспруденция, что представляло большую сложность. До 1994 года эксперты-криминалисты готовились на базе юриспруденции с квалификацией «юрист, эксперт-криминалист», что в условиях увеличения объема информации размывало принципы квалификационной характеристики эксперта.

Инициатива введения новой специальности принадлежала Главному управлению кадров и Экспертно-криминалистическому центру МВД России, которых беспокоило качество подготовки экспертных кадров. В условиях повышения роли технико-криминалистических приемов и методов в раскрытии и расследовании преступлений, в целом специальных познаний в уголовном судопроизводстве Госстандарт по Юриспруденции не позволял с достаточной глубиной изучать экспертные методики.

Приказом Госкомвуза базовым вузом по специальности «Судебная экспертиза» была определена Саратовская высшая школа МВД России (СВШ) и в марте 1995 года на базе СВШ был создан Межвузовский учебно-методический совет по специальности Судебная экспертиза, который в ноябре 1997 года был преобразован в УМО по образованию в области судебной экспертизы.

В результате радикальных изменений в социально-экономических и политических отношениях начала 90-х годов изменилась система управления профессиональным образованием в России: Госкомвуз (далее — Министерство образования) перераспределил полномочия принятия решений по вертикали — делегировал ряд важнейших правомочий самому образовательному сообществу в лице учебно-методических объединений вузов. УМО получили право разрабатывать проекты ГОС ВПО и СПО, утверждать программы учебных дисциплин, учебные планы обучения по специальностям и специализациям, регистрировать (фактически вводить) новые специализации, определять объем и содержание учебно-методического обеспечения подготовки, выдавать грифы на учебную литературу, готовить предварительные заключения по лицензированию (открытию) в вузах соответствующих специальностей, участвовать в госаттестации вузов, устанавливать требования по материально-техническому обеспечению учебного процесса и решать ряд других вопросов.

На УМО возлагаются и определенные государственные функции по регулированию отношений в сфере образования. С одной стороны, УМО олицетворяет необходимую самостоятельность вузов в решении значительного числа вопросов развития специальности, с другой — не должно допустить размывания фундаментальных основ образования и обеспечить внутригосударственную нострификацию уровня и содержания профессиональной подготовки.

Для решения указанных задач, необходимо было сформировать образовательное сообщество по специальности «Судебная экспертиза». Это удалось. В совет УМО вошли представители более 30 организаций, реально занимающихся вопросами подготовки экспертов, ведущие ученые-профессора криминалистических и экспертных кафедр не только из вузов, ведущих подготовку судебных экспертов, но и имеющих крупные криминалистические школы. Среди них ЭКЦ МВД России, РФЦСЭ Минюста России, Институт криминалистики ФСБ России, ВНИИ МВД России, МосУ МВД России, ВА МВД России, СЮИ МВД России, С.-Пб.У МВД России, МГИМО(У), МГТУ им. Н.Э. Баумана, ВолГУ, СГАП, СГМУ, РТА, ЭКУ ГУВД г. Москвы, ЭКЦ ГУВД Саратовской области. В структуру УМО входят Президиум, методические секции, рабочие группы.

УМО тесно координирует свою работу с Департаментом кадрового обеспечения МВД России, Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации.
Над какими задачами и проблемами УМО работает сейчас?

Прежде всего, это развитие концепции подготовки судебных экспертов в условиях усложнения законодательных стандартов уголовно-процессуальной и гражданско-процессуальной деятельности, процесса доказывания по уголовным делам, значительного развития научно-технической составляющей в технико-криминалистическом обеспечении борьбы с преступностью. Научно-техническая природа судебной экспертизы носит комплексный естественнонаучный и процессуально-юридический характер. Поэтому Госстандарт по специальности затрагивает вопросы формирования различных содержательных элементов, курсов, дисциплин, их соотношение между собой.

Важная проблема — диверсификация специальности «Судебная экспертиза», достижение возможности ее большей гибкости, расширение рамок стандарта для учета новых направлений экспертных исследований, которые ранее не охватывались экспертно-криминалистической квалификацией выпускника.

В результате глубокой проработки перспективы развития современного института судебной экспертизы, учета тенденций в развитии высшей школы решением УМО была изменена квалификация выпускника с «эксперта-криминалиста» на «судебного эксперта», что дало возможность расширить учебное поле для новых видов экспертиз. УМО разработало учебные планы по четырем специализациям: экспертно-криминалистической; экспертизы веществ, материалов и изделий; инженерно-технической и судебно-экономической. Все это — отражение изменяющегося социального заказа на специалиста, в частности, учет повышения актуальности борьбы с преступлениями в сфере экономики.

Мы постоянно держим в поле зрения проблему обеспечения конкурентоспособности нашего специалиста на рынке труда. УМО разработало модель учебного плана для вузов МВД, по которому специалист получает два диплома — о высшем экспертном образовании и о среднем юридическом, а также специальное свидетельство о праве производства семи видов криминалистических экспертиз.

В настоящее время в УМО рассматривается вопрос о перспективах интеграции западной и отечественной систем образования применительно к подготовке судебных экспертов. Мы хотим быть подготовленными к возможному переходу образовательной системы страны на двухуровневую модель учебного процесса. Применительно к нашей специальности речь идет о вариантах сохранения моноподготовки судебных экспертов либо создании самостоятельного образовательного направления по судебной экспертизе.

Серьезная задача УМО — повышение качества образования по специальности «Судебная экспертиза». Мы приступили к разработке системы контроля качества подготовки специалиста, разработали примерное Положение о такой системе, утвердили его на Совете УМО. Создан Общественный центр качества образования, ведется мониторинг качества подготовки в вузах с последующим обсуждением на Президиуме. УМО участвует в процедурах лицензирования специальности, в госаттестациях.

Учитывая, что специальность «Судебная экспертиза» относительно новая для высшей школы, одной из главных задач было учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. В УМО был разработан согласованный с МВД России план по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса, который включает конкретные наименования элементов учебных комплексов — от учебных программ и частных методик преподавания до курсов лекций и учебников. План был рассчитан на период с 2000 по 2005 гг. и в настоящее время в основном реализован. Кроме учебно-методического обеспечения в УМО разработаны и утверждены «Требования по материально-техническому обеспечению подготовки экспертов-криминалистов», что очень важно с учетом высокой наукоемкости специальности, необходимости значительного перечня лабораторного и технико-криминалистического оборудования.

В настоящее время УМО приступило к концептуальной подготовке Госстандарта по специальности 030502 Судебная экспертиза третьего поколения. Мы хотели бы в этом стандарте попытаться решить проблемы, поставленные практикой правоохранительной и иной процессуальной деятельности применительно к работе экспертно-криминалистических служб России. Планируется изменить структуру стандарта — сформировать федеральный компонент таким образом, чтобы в рамках вузовского компонента с ним сочеталось несколько профилей по видам судебных экспертиз. Таким образом повысится гибкость стандарта и будет обеспечена возможность заказчикам и вузам реагировать на изменяющийся социальный заказ экспертной практики. Все это должно повысить уровень интеллектуальной составляющей в борьбе с преступностью, на что ориентирует «Концепция профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел».

Еще одной важнейшей задачей УМО является содействие развитию системы дополнительного профессионального образования экспертов. С точки зрения требований действующего законодательства об образовании ситуацию в этой области подготовки экспертов нельзя назвать благополучной. Дело в том, что до последнего времени основной источник пополнения кадрами экспертно-криминалистических подразделений МВД России, особенно по некриминалистическим экспертизам, находился именно в системе переподготовки специалистов с базовым неэкспертным образованием. Уровень такой подготовки в условиях отсутствия единых учебно-методических требований, необходимой кадровой и нормативной обеспеченности, к сожалению, невысок. Кроме того, ведомства, имеющие экспертные подразделения, также осуществляют переподготовку сотрудников на чисто внутриведомственной основе без наличия единых научно-методических требований.

УМО впервые попыталось создать необходимую правовую и учебно-методическую базу по этому важнейшему направлению подготовки кадров, унифицировать и стандартизировать учебный процесс по дополнительным образовательным программам.

И, наконец, еще одно направление работы УМО связано с научно-исследовательской деятельностью в контексте подготовки кадров. Бурный, инновационный рост судебной экспертизы, использование современных технологий в борьбе с преступностью, совершенствование экспертных методик побуждают наши вузы согласовывать свои программы и учебный процесс с нововведениями в этой области.

В последние годы УМО организует проведение научных конференций, семинаров, круглых столов по актуальным направлениям кримэкспертизы и в целом по использованию специальных познаний в судопроизводстве. Мы провели конференции по темам: «Криминалистика в XXI веке», «Человек как источник криминалистически значимой информации», «Проблемы реализации ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»»; две федеральные межведомственные школы-семинары по криминалистическому оружиеведению; конференцию по современным пломбировочным устройствам. Важно то, что во всех научных форумах участвуют ученые, вузовские работники и наши заказчики, в том числе представители фирм, ведущих разработку новейшей экспертной техники. Кроме этого, с 2004 года УМО на базе СЮИ МВД России выпускает научно-практический журнал «Судебная экспертиза», на страницах которого публикуются результаты последних научных разработок в области судебной экспертизы.

Учебно-методическое объединение образовательных учреждений профессионального образования в области судебной экспертизы — это удачный механизм управления подготовкой кадров в аспекте активизации потенциала самого образовательного сообщества.

Таким образом, юбилейные даты позволяют оценить, осмыслить пройденный путь, наметить перспективы на будущее. Коллектив института, наши коллеги по УМО видят свою основную задачу в повышении качества подготовки кадров для обеспечения охраны правопорядка и борьбы с преступностью в Российской Федерации.

Автор: В. Н. Синюков — начальник Саратовского юридического института МВД России, председатель Совета УМО по образованию в области судебной экспертизы, д-р юрид. наук, профессор

Вам может также понравиться...