Экспертиза качества кузова

4.2/5 - (10 голосов)

1.Понятия, используемые при исследовании качества кузовов (ТС).

Автомобиль, как и любой вид товара, а тем более как источник повышенной опасности, должен соответствовать стандарту, устанавливающему обязательные требования к его безопасности и технические требования к качеству (При наличии нормативно-технической документации заводов-изготовителей данная методика применяется для соответствующих моделей легковых автомобилей).

Качество характеризуется такими понятиями, как «недостаток товара», «существенный недостаток товара». В Федеральном законе «О защите прав потребителей» (Закон РФ «О защите прав потребителей» 11 Приложение к «Российской газете». Новые законы и нормативные акты. 2005 г. № 13.) раскрывается содержание данных понятий (ГОСТ 15467-79 (СТ СЭВ 3519-81). Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.). Дефект: производственный, конструктивный дефекты; скрытый, явный дефекты — их содержание раскрывается в ГОСТ 15467-79.

К скрытым дефектам кузовов ТС относятся: отсутствие зазоров между деталями, которое со временем проявляется в виде истирания, протиров, потертостей лакокрасочного покрытия (ЛКП) на деталях кузова от взаимного касания; низкая износостойкость декоративного ЛКП; конструктивные недостатки (незащищенность зон, подверженных абразивно-механическому воздействию частицами, летящими из-под колес/арки колес, пороги боковин кузова, крылья, передний бампер, передние части капота и панели крыши); нарушения технологических регламентов окраски, приводящие впоследствии к потере блеска, изменениям цвета, грязеудержанию, мелению, растрескиванию, выветриванию, отслаиванию, растворению, пузырям защитного покрытия изделия, потере антикоррозионных свойств.

К явным дефектам относятся: неправильная регулировка зазоров по дверям, капоту и крышке багажника (двери задка); дефекты ЛКП — шагрень,потеки, сморщивание, включения (сорность), риски, кратеры, поры (проколы), разнооттеночность, непрокрас, опыление. Указанные виды дефектов связаны с изготовлением ТС производителем, поэтому их следует считать производственными дефектами. Эксплуатационный дефект — это дефект, образовавшийся в процессе эксплуатации те или в результате ДТП.

2. Нормативные требования, предъявляемые к кузовам ТС.

Долговечность кузова ТС закладывается заводом-изготовителем. С этой целью его детали изготовляют из антикоррозионных материалов и с антикоррозионным покрытием; сварные швы и зафланцовки кузова защищают специальными клеями; открытые поверхности (днище и арки колес) — мастиками; скрытые полости — антикоррозионными составами; металлические и пластмассовые элементы изолируют от кузова резинотехническими изделиями; поверхности кузова и его различные детали подвергают лакокрасочному покрытию (окраске).

Качество кузовов те определяется по его следующим показателям:

    1. Показателям, характеризующим физическое состояние ЛКП:
      • толщина наружной поверхности ЛКП кузова должна иметь значение: для синтетических эмалей — не менее 80 мкм (ОСТ 37.002.1055-84. Автомобили легковые. Общие требования к окрашиванию.), для металлизированных — от 90 до 130 мкм (Технологическая инструкция И 04000.37.101.139-2000. Окраска кузовов автомобилей. Технологический цикл. АО «АвтоВАЗ». Тольятти, 2000.);
      • адгезия — прочность сцепления между пленкой ЛКП и окрашиваемой поверхностью и между слоями в системе ЛКП;
      • твердость — способность высохшей пленки покрытия сопротивляться механическим воздействиям (удару, вдавливанию, царапанию).
    2. Показателям, характеризующим класс покрытия:
      • шагрень — поверхностный дефект, связанный с появлением углублений в пленке, придающий ей вид апельсиновой корки (допускается, но незначительная);
      • потеки — утолщения на окрашиваемой поверхности, образовавшиеся при стекании ЛКП, сохранившиеся после сушки (не допускаются);
      • сорность (включения) — посторонние частицы в ЛКП (нормируются ГОСТ 9.072-77) (ГОСТ 9.072-77. ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Термины и определения.);
      • риски — дефект в виде царапин, следов от абразивной обработки окрашиваемой поверхности или нижних слоев ЛКП, проявляющийся на окрашенной поверхности (допускаются, но отдельные);
      • разнооттеночность и облачность — дефекты, характеризующиеся появлением пятен различных оттенков на окрашенной поверхности (не допускаются);
      • непрокрас — локальное отсутствие покрытия (не допускается).
    3. Показателям, характеризующим потребительские свойства покрытий:
      1. Декоративные:
        • изменение цвета покрытия — проникновение красящего вещества из нижних слоев (через лакокрасочную пленку);
        • изменение блеска — потеря в результате фотохимических и механических воздействий на поверхность ЛКП способности зеркально отражать свет;
        • меление — разрушение связующего пигментированного ЛКП, происходящее в результате фотохимических процессов и сопровождаемое образованием свободных частиц пигмента, легко удаляемых с поверхности.
      2. Защитные:
        • растрескивание — появление разрывов в пленке ЛКП;
        • отслаивание — разрушение пленки с нарушением сцепления ЛКП с окрашиваемой поверхностью или нижележащим слоем;
        • пузыри — местное вздутие ЛКП под воздействием технологических и внешних факторов;
        • коррозия (ржавчина) — физико-химическое взаимодействие между металлом и средой, в результате которого изменяются свойства металла и часто происходит ухудшение функциональных характеристик металла, среды и включающей их технической системы.

      На характер растрескивания и отслаивания ЛКП, образования пузырей и коррозионных процессов, протекающих на защищенном лакокрасочным покрытием металле, в процессе эксплуатации влияет большое количество факторов, начиная от качества поверхности используемого металла, качества применяемых лакокрасочных материалов и заканчивая многочисленными технологическими параметрами формирования лакокрасочного покрытия, т.е. причина их образования не всегда находится в области формирования ЛКП кузова. Поэтому в рамках экспертного исследования конкретного автомобиля причину протекания указанных процессов, как правило, установить затруднительно (находится в сфере производства автомобиля).

      Коррозионная стойкость определяется сроком службы кузова, т.е. календарной продолжительностью от начала эксплуатации автомобиля до достижения им предельного состояния (ГОСТ 4.396-88 Система показателей качества продукции. Автомобили легковые. Номенклатура показателей.) . Антикоррозионная защита и окраска кузовов автомобилей должны обеспечивать отсутствие появления ржавчины на внешних поверхностях кузова в течение не менее 3-х лет, отсутствие язвин и сквозных коррозионных повреждений в течение не менее 5-ти лет эксплуатации автомобиля (ГОСТ 21624-81. Система технического обслуживания и ремонта а/м техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий.).

    4. Показателям, характеризующим конструктивные особенности, условия эксплуатации и обслуживания ЛКП кузова (истирания, протиры, сколы, сдиры, царапины, риски, потертости).Проявившиеся в процессе эксплуатации указанные дефекты, выявленные после продажи ТС, считаются производственными по следующим признакам:
      • «протиры» ЛКП, образлвавшиеся от взаимного касания деталей. Они связаны с отсутствием требуемых зазоров между деталями, наличием непредусмотренных конструкцией взаимных перемещений деталей, с низкой износостойкостью декоративного ЛКП;
      • коррозионные очаги в местах разрушения ЛКП и в местах соединения деталей;
      • отслаивания ЛКП;
      • растрескивания ЛКП;
      • ржавчина в местах соединения деталей кузова.
    5. Показателям, характеризующим геометрию кузова:
      • величина зазора по дверям, капоту и крышке багажника;
      • углы установки управляемых колес;
      • взаимное расположение подвесок, мостов.

Двери кузова, капот и крышка багажника (дверь задка) должны быть подогнаны по посадочным местам, не иметь перекосов. Допускается выступание их относительно лицевых неподвижных поверхностей на величину не более 3 мм. Величина зазоров по дверям, капоту и крышке багажника (двери задка), размеры проемов окон должны соответствовать ТУ4538-140-00-232934-98 (ТУ 4538-140-00232934-98. Приемка в ремонт, ремонт и выпуск из ремонта кузовов автомобилей ВАЗ. АО «АвтоВАЗ». Тольятти, 1998.).

3. Особенности устранения дефектов в условиях СТО.

В соответствии с разработанными заводом-изготовителем нормативными документами (Технологическая инструкция 3100.25100.80020. Устранение дефекта. Поверхностная коррозия сварных соединений, зафланцовок, мест соединения деталей кузова. АО «АвтоВАЗ». Тольятти, 2000.) (Трудоемкость работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ и их модификаций. Тольятти, 2005.) обнаруженные потребителем дефекты должны устраняться в условиях СТО.

При устранении дефектов, связанных с коррозией элементов кузова автомобиля, операция окрашивания является заключительной. Успешность ее выполнения зависит: а) от качества подготовки кузова автомобиля под покраску (ее следует начинать с удаления старого ЛКП и ржавчины); б) от температуры и влажности окружающего воздуха; в) от состояния оборудования и окрасочных установок; г) от соблюдения технологического процесса окрашивания; д) от качества применяемых лакокрасочных материалов; е) от опыта рабочего-исполнителя.

Перекраска кузова на СТО не устраняет ряд таких конструктивно-производственных дефектов, как незащищенность зон, подверженных абразивно-механическому воздействию частицами, летящими из-под колес (арки колес, пороги боковин кузова, передний бампер, передние частей капота и панели крыши). В этой связи в процессе дальнейшей эксплуатации автомобиля они появятся вновь, если на отремонтированном автомобиле не будут установлены проставки в местах образования «протиров» и защитные элементы (фартуки и т.п.).

К неустранимым дефектам на СТО относится коррозия в местах соединения деталей кузова. Нормативной документацией завода предусматривается выполнение работ по устранению наружных проявлений процессов коррозии сварных соединений, зафланцовок, мест соединения деталей кузова, но в условиях СТО без разрушения сварного соединения это сделать невозможно. Устранение очагов коррозии невозможно и внутри сварного соединения вокруг сварной точки, находящейся на расстоянии от внешних границ соединяемых деталей. Для устранения очага коррозии потребуется разрушение сварного соединения, например, соединение панели крыши и поперечины проема двери задка ВАЗ-21121.

Кроме этого, при любом методе удаления производственного дефекта покрытия (растрескивания, отслаивания, пузырей, ржавчины) будет разрушен фосфатный слой, назначение которого состоит в увеличении коррозионной стойкости покрытия в целом и увеличении адгезии грунтовки к подложке. В условиях ремонта покрытия на СТО ни фосфатный, ни электрофорезный (нижний, грунтовочный) заводские слои восстановить не представляется возможным.

Таким образом, восстановленное покрытие на СТО будет отличаться от заводского и классифицироваться как ремонтное, а кузов и автомобиль — как бывшие в ремонте. При этом потребительские свойства таких автомобилей снижаются. В связи с этим гарантированным путем устранения дефектов в виде коррозии в соединениях деталей кузова может быть замена кузова как эффективный способ ремонта автомобиля в условиях СТО.

4. Методика исследования качества кузовов ТС.

Решение вопросов по качеству требует, как правило, участия в производстве экспертизы специалистов в области лакокрасочных материалов и покрытий (ЛКП), технического состояния ТС, автотовароведения, т.е. экспертиза является комплексной (по мере необходимости могут привлекаться эксперты-трасологи и эксперты-металловеды).

4.1. Предварительное знакомство комиссии экспертов (эксперта-координатора) с представленными материалами гражданского дела в целях выяснения и уточнения экспертной задачи, определения алгоритма исследования.

4.2. Проведение внешнего осмотра автомобиля.

Особое внимание обращается на дефекты, указанные в исковом заявлении владельца ТС. Осмотру предшествует тщательная мойка ТС. Осмотр проводится в светлое время суток, при хорошем естественном освещении, а при необходимости — с использованием искусственной подсветки. Для осмотра ТС устанавливается на подъемник или эстакаду. Осмотр начинается снизу: фиксируется наличие вмятин, сколов, вспучивания краски, трещин и следов коррозии кузова, отслоения мастики от днища и арок колес. Выявленные дефекты, повреждения нумеруются и сводятся в таблицу с описанием их особенностей, месторасположения и т.д.

Применение при внешнем осмотре микроскопического исследования позволяет получить максимальную информацию о покрытии, дефектах и механизме их образования. Такое исследование проводится с применением ручных микроскопов типа МПБ-2 (увеличение до 24×). С помощью этого прибора хорошие результаты дает также исследование включений, рисок, механических повреждений, наслоений на поверхности, отслоений. При исследовании обращается внимание на основные характеристики систем ЛКП, на возможность классификации дефектов, определяются их стандартность либо отклонение от стандартности, особенности поверхностей, толщина слоев ЛКП в целом, оценивается степень адгезии. При диагностике дефектов ЛКП отмечается их расположение по элементам кузова, однородность по площади либо локальность, единичность либо массовость проявления, определяются и регламентируемые количественные показатели дефектности изучаемого ЛКП.

В процессе осмотра производится фотосъемка с применением цифровой фотокамеры. Фотоиллюстрации в виде фототаблиц прилагаются к заключению эксперта.

4.3. Раздельное исследование.

4.3.1. Эксперт-автотоваровед (автотехник) проводит исследование показателей качества кузова по его геометрии.

Результат исследования — промежуточный вывод о наличии (отсутствии) дефектов, характере их образования.

Проверка наличия перекоса и смещения передней и задней подвесок (мостов) геометрии кузова производится замером диагональных и продольных размеров между симметричными точками передней и задней подвесок. Разность диагональных и продольных размеров соответственно должна быть не более 0,4% от большей из замеренных величин.

Эксперт-трасолог (при необходимости) исследует механизм образования дефектов и повреждений.

4.3.2. Эксперт по ЛКП и ЛКМ проводит исследование ЛКП кузова. В первую очередь им исследуются показатели, характеризующие физическое состояние покрытия:

  • толщина покрытия определяется электромагнитными толщиномерами покрытий с погрешностью измерения не более 10%. За толщину покрытия детали принимается среднее значение, полученное в результате пяти измерений в разных точках поверхности детали (например, два измерения
  • сверху детали, одно измерение — в средней части детали, два измерения — снизу детали);
  • адгезия определяется при необходимости методом решетчатых надрезов фрезой с шагом 2 мм (ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии. Государственный комитет СССР по стандартам.).

Отбор образцов проб ЛКП для их исследования производится: с площади не менее 1 см2 с участка, обладающего максимальной дефектностью покрытия; в районе повреждений; в местах разнородных включений и т.п.

Для изъятия ЛКП скальпелем (фрезой) производятся параллельные надрезы с расстоянием между ними около 2 мм до подложки, а затем срезается ЛКП на дактопленку или в бумажный пакет. Не рекомендуется изымать образцы на ленту-скотч. В качестве образцов могут использоваться различные окрашенные детали автомобиля (например, люк наливной горловины топливного бака);

  • твердость определяется при необходимости (по определению суда или при наличии претензии) неразрушающим методом — набором карандашей типа «KOH-1-NOOR» различной твердости (2В, В, НВ, F. Н, 2Н) начиная с самого мягкого. Измерение производится вручную, путем проведения по окрашенной поверхности гранью незаточенного графита с наклоном карандаша под углом 45° к поверхности. Давление на карандаш должно быть таким же, как и для обычного письма. Значение твердости ЛКП определяется на основе значения твердости карандаша, который предшествует карандашу, оставившему на поверхности ЛКП риски. Твердость покрытия должна соответствовать значению ТУ завода-изготовителя (HB-F) И 04000.37.101.139-2000.

Затем исследуются показатели, характеризующие соответствие покрытия ТС классу. Исследование проводится как визуально, так и с помощью увеличительного инструмента (микроскопа типа МПБ-2, лупы). Полученные результаты сравниваются с данными ГОСТ 9.032-74 (ГОСТ 9.032-74. Покрытия лакокрасочные, группы, технические требования и обозначения.).

Показатели, характеризующие потребительские свойства, исследуются экспертом в следующем порядке:

  • изменение цвета и блеска покрытия изучают визуально, сравнивают с контрольным образцом или с помощью спектрофотометра (МСФУ-К) или компаратора цвета;
  • меление покрытия определяется визуально по отсутствию или наличию частиц пигмента на хлопчатобумажной ткани (белой — для темных покрытий и черных — для светлых), отделяемых от покрытия при трении его с усилием;
  • растрескивание, выветривание, отслаивание, пузыри, коррозия (ржавчина) исследуются, как правило, визуально по площади разрушенного покрытия и по размерам разрушения (диаметр, глубина). Размеры пузырей, коррозионных очагов определяются измерительными инструментами (линейка и т.п.) путем замеров не менее чем в двух наибольших взаимоперпендикулярных направлениях.

Показатели, характеризующие конструктивные особенности, условия эксплуатации и обслуживания ЛКП кузова — истирания, протиры, сколы, сдиры, царапины, риски, потертости, — определяются визуально и измерительными инструментами (линейка и т.п.).

4.3.3. Кроме вышеназванных показателей качества кузова, связанных с производством и эксплуатацией, на кузове могут быть дефекты и повреждения, появившиеся в результате ДТП, но выдаваемые владельцем ТС за производственные. В целях их дифференциации обращается внимание на следующее: заводская толщина покрытия наружной поверхности кузова должна составлять не менее 80 мкм. Если она превышает этот показатель, то это является для эксперта одним из признаков нанесения ЛКП вне заводского конвейера путем подкраски. Поскольку технологическая инструкция завода-изготовителя И 04000.37.101.139-2000 предусматривает возможное устранение вмятин и замену лицевых деталей кузова, то при отсутствии явных (грубых) признаков кустарного нанесения ЛКП решить вопрос, где именно (на СТО или на заводе) проводился указанный вид ремонта кузова ТС, можно только при наличии контрольной карты на автомобиль, которая должна быть в этом случае запрошена у суда.

Если в процессе исследования будет установлено, что для устранения эксплуатационных (после ДТП) дефектов проводилась перекраска деталей кузова, то необходимо проанализировать, как соотносятся эти дефекты с другими дефектами, схожими с производственными. Если они не локализуются вокруг предполагаемого места ремонта, то их следует считать производственными.

4.3.4. Химическое исследование ржавчины.

Для отнесения вещества на поверхности кузова к ржавчине отбираются его образцы. Образцы исследуются в поле зрения микроскопа, результаты которого заносятся в таблицу. В ней отражаются цвет, количество и чередование слоев ЛКМ, морфологические признаки ЛКП, а также вещества, напоминающие ржавчину, которая при увеличении 25х представляет собой рыхлые микрочастицы бурого цвета.

При воздействии органическими растворителями на частицы ржавчины каких-либо изменений, как правило, не наблюдается. При воздействии соляной кислотой наблюдается растворение частиц ржавчины и окрашивание раствора в желто-зеленый цвет. При добавлении к полученному раствору роданистого калия (аммония) происходит интенсивное кроваво-красное окрашивание, что свидетельствует о наличии трехвалентного иона железа, т.е. ржавчины. При воздействии на микрочастицы вещества, напоминающего ржавчину, раствором щавелевой кислоты наблюдается растворение и обесцвечивание в результате восстановления трехвалентного железа до двухвалентного.

Такие качественные реакции можно проводить при осмотре автомобиля вне лабораторных условий. Для этого необходимо изъять минимальное количество вещества на два ватных (марлевых) тампона. Затем на одном тампоне смочить изъятые наслоения раствором роданида, подкисленного соляной кислотой, а на другом — раствором щавелевой кислоты. Появление красного окрашивания на первом и обесцвечивание наслоений на втором свидетельствуют о том, что эти наслоения являются ржавчиной.

Особое внимание требуется при исследовании ржавчины в случае наличия желто-коричневых грунтов и других ЛКМ красно-коричневых цветов. Эти ЛКМ имеют в своем составе железоокисные пигменты, которые могут дать аналогичные эффекты при проведении микрохимических реакций.

4.4. Оценка результатов исследования и формулирование выводов.

Оценка начинается с распределения выявленных дефектов ТС на дефекты эксплуатационного либо производственного происхождения. В зависимости от результатов оценки и поставленных вопросов формируются выводы о характере образования дефектов на кузове ТС.

С технической точки зрения отнесение кузова как товара к некачественным изделиям при условии соблюдения инструкции по уходу и эксплуатации ТС владельцем возможно при наличии таких существенных недостатков, как коррозионные очаги в местах соединения деталей вокруг сварной точки, несоответствие качества ЛКП по выполнению защитных свойств.

Авторы:

И.А. Скитович — Начальник Пензенской ЛСЭ Минюста России.

В.В. Синегубов —  Заведующий отделом автотехнических и автотовароведческих экспертиз Пензенской ЛСЭ Минюста России.

А.А. Николаев — Старший эксперт Пензенской ЛСЭ Минюста России.

А.А. Уткин — Старший эксперт Пензенской ЛСЭ Минюста России.

 

Вам может также понравиться...