Лингвистическая экспертиза и пропаганда наркотиков

5/5 - (2 голоса)

К величайшему сожалению, наркотики все больше входят в нашу жизнь, и это не может не тревожить. Такие слова, как «каннабис» и «амфетамин», перестают быть экзотическими названиями растений или химических соединений. Практически любой без труда понимает сленговые слова «косяк» или «экстази». Эти слова, как и реалии, ими обозначаемые, становятся все более «привычными». Средства и вещества, оборот которых запрещен российским и международным законодательством, становятся товаром, на них распространяются общие рыночные законы, в том числе и возможность их рекламы.

Конечно, открытых прямых рекламных компаний по продвижению данного вида «продуктов» никто не проводит, но идет скрытая работа по культивации идеи о «нормальности» курения марихуаны или употребления экстази. Все чаще в газетных статьях, книгах, телепередачах встречается информация о безвредности употребления определенных видов наркотиков, об отсутствии привыкания к ним, а иногда и прямое описание способов их изготовления и употребления. Из наркоманов даже делают неких «героев нашего времени», посвящая им статьи. Подобная информация способствует формированию положительного отношения к наркотикам и создает впечатление о причастности наркоманов к некоему элитарному обществу.

Эффективное противодействие рекламе и пропаганде наркотиков является мощным средством борьбы с наркопреступностью, а лингвистическая экспертиза — надежное оружие в этой борьбе. Зародившись на стыке психолингвистики, текстологии, прикладного речеведения, лингвистическая экспертиза является новым направлением судебной экспертологии.

Лингвистическая экспертиза или исследование (в органах наркоконтроля) — это анализ текста на предмет поиска лингвистической информации, выраженных средствами языка сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, информации, призванной формировать или поддерживать интерес к наркотическим средствам и способствовать реализации указанных средств и веществ.

Лингвистическая экспертиза назначается органами дознания в рамках дел об административном правонарушении по ст. 6.13 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» Кодекса об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ от 30.12.01) в соответствии со ст. 46 «Запрещение пропаганды и ограничение рекламы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» Федерального закона о наркотических средствах и психотропных веществах (№ З-ФЗ с изм. и доп. от 30.06.03).

Предметом лингвистической экспертизы является установление фактических данных (выраженных языковыми средствами на уровне лексики, синтаксиса и т.д. признаков рекламы и пропаганды наркотических средств и психотропных веществ) при изучении экспертом текстовой информации на объектах исследования с использованием специальных знаний в области фундаментальной и прикладной лингвистики.

Объектами лингвистической экспертизы являются опубликованные тексты статей, художественная и научная литература, телепередачи, а также любые другие источники, содержащие текстовую информацию в устной или письменной форме.

При назначении лингвистической экспертизы или исследования перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы:

  • имеются ли признаки рекламы и/или пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в данной статье, книге и т.д.;
  • содержат ли в себе фрагменты, отмеченные следователем, информацию, которая побуждает людей к употреблению наркотических средств / к привлечению несовершеннолетних к сбыту НС;
  • имеются ли в тексте слова, относящиеся к семантической группе наркотики;
  • каково значение сленговых выражений, относящихся к семантической группе «наркотики»?

При решении вопроса о наличии признаков рекламы и/или пропаганды наркотических средств» эксперт проводит лингвистическое исследование на всех уровнях: лексика, синтаксис, дискурс. Обращается внимание на название анализируемого произведения, псевдоним автора, так как уже в них может содержаться определенный смысл, установка, ориентирующая читателя на дальнейший текст. При проведении анализа текста как объекта экспертизы крайне важны фоновые знания — имплицитные смыслы-знания, относящиеся к области социо-культурно-исторического наследия разных временных периодов, включая современность. Имена собственные выдающихся личностей, персонажей различных произведений, примечательные географические обозначения, названия исторических событий, памятников культуры порождают совершенно определенные имплицитные смыслы, понятные всем носителям данного языка.

Экспертное исследование включает анализ текста на лексическом уровне, то есть определяется наличие лексики семантического поля «наркотики», наличие положительно или отрицательно окрашенных лексических единиц, преобладание лексики разных стилей (сниженная, возвышенная), наличие превосходной степени прилагательных, метафорических словосочетаний, проводится анализ формы глаголов (повелительное наклонение — открытый призыв к употреблению), слов с оценочными суффиксами и т.п. Этот список может быть расширен до бесконечности, так как русский язык очень богат и выразителен. Огромную роль в работе эксперта играют различные словари. Так как свои умозаключения и выводы он строит не на своем субъективном мнении, а на общепризнанных и зафиксированных в словарных статьях определениях.

Достаточно эффективным методом исследования текста является процедура контент-анализа. Эта техника исследования позволяет получать объективную и систематическую количественную оценку качественного содержания коммуникативных единиц. Процедура контент-анализа заключается в том, чтобы по внешним количественным характеристикам текста на уровне слов и словосочетаний сделать правдоподобное предположение о его плане, содержании и, как следствие, сделать выводы об особенностях мышления и сознания автора текста — его намерениях, установках, желаниях, ценностных ориентациях.

Следующий уровень — исследование синтаксической организации синтагм, фраз, то есть анализируются типы синтаксических конструкций, сама структура которых может нести определенную смысловую нагрузку. Это риторические вопросы, восклицания; предложения, содержащие положительную характеристику, которая может достигаться путем противопоставления с негативными определениями; употребление предложений, включающих синтаксический параллелизм через отрицание, и так далее.

На заключительном этапе исследования анализируются структурные единицы текста в целом, прежде всего ссылки на авторитеты; фрагменты, формирующие положительное отношение, интерес, убеждающие в пользе наркотических средств и психотропных веществ; фрагменты художественного стиля, которые описывают положительные эмоции, возникающие при наркотическом опьянении; описание процесса приготовления и употребления наркотического средства, путей приобретения.

Возможно проявление признаков рекламы на композиционном уровне. Например, построение книги по принципу «миф — факт — подтверждение факта». Причем «миф» включает негативную информацию о воздействии наркотического средства, как правило, несколько строк. «Факт» противоречит «мифу», то есть рекламирует полезные свойства данного наркотика, а «подтверждение факта» содержит обширную информацию со ссылками на авторитеты в области науки, медицины, психологии о позитивном воздействии данного наркотического средства на организм человека. То есть при помощи такого композиционного построения авторы полностью отрицают потенциальный вред наркотика.

Особым авторским приемом рекламы является включение в текст фрагментов других жанров.

За достаточно небольшой промежуток времени (с марта 2004 года), с тех пор как в органах наркоконтроля стали проводить лингвистические экспертизы и исследования, данное направление стало пользоваться большим спросом. Ведь без проведения исследования о наличии признаков рекламы и пропаганды в каком-либо тексте суды не рассматривают дела об административном правонарушении по статье 6.13 КоАП. Так что с гордостью хотелось бы отметить, что только с появлением результатов лингвистических экспертиз данная статья Кодекса стала действующей. Приятно признать, что не только сотрудники наркоконтроля, призванные бороться с наркопреступностью, но и директора книжных магазинов, занимающие активную гражданскую позицию по отношению к распространению наркомании в нашей стране, направляют на исследование материалы, которые, по их мнению, могут содержать признаки рекламы и пропаганды наркотических средств и психотропных веществ. В то же время остаются люди, которые всеми силами стремятся привить на российской почве не самый удачный опыт Запада. Речь идет о легализации марихуаны. Проводятся акции, распространяются листовки и выпускаются футболки с призывами «Легализуй!». Даже уважаемые и образованные люди не всегда бывают дальновидными в своих научных работах. Так, на исследование поступила монография по выращиванию и селекции технических сортов конопли. Автор постоянно подчеркивает, что в них содержание наркотических веществ минимально. При этом он забывает, что по его инструкциям можно вырастить коноплю не только на масло или волокно, но и для других целей. Поэтому, несмотря на все его желание возродить в России коноплеводство, нельзя допускать в широкую продажу подобные издания, так как они могут способствовать распространению не только добра, но и зла. А это уже недопустимо.

Учитывая то, что реклама и пропаганда являются наиболее легким и доступным средством воздействия на широкие массы, прежде всего детей и подростков, когда интерес к наркотикам формируется с использованием художественной литературы, мультфильмов, буклетов, адресованных молодежи, противодействие правоохранительных органов распространению данной информации является важным сегментом борьбы с наркопреступностью в целом.

Вам может также понравиться...