Опыт аккредитации экспертного подразделения в целях подтверждения компетентности и процессуальной независимости

Полезная информация?
Опыт аккредитации экспертного подразделения в целях подтверждения компетентности и процессуальной независимости

Опыт аккредитации экспертного подразделения в целях подтверждения компетентности и процессуальной независимости

Использование специальных познаний в судопроизводстве является эффективным инструментом получения информации об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Значимость таких доказательств постоянно возрастает благодаря совершенствованию методов и средств, находящихся в распоряжении эксперта (специалиста), использующих все возможности быстро развивающихся науки и техники. К одним из наиболее высокотехнологических видов криминалистических исследований, в частности, относятся современные методы криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий из них (КЭМВИ), основанные на применении самых современных физико-химических и иных естественнонаучных методов.

Лицу, назначившему экспертизу (юристу), сложно воспринять в полном объеме содержание подобного экспертного исследования. В этих условиях при оценке заключения эксперта решающее значение имеет обеспечение должного уровня компетентности эксперта, высокого качества выполняемых им исследований. Для этого необходимо наличие соответствующих объективных критериев.

Одним из таких критериев является аттестация экспертов государственных судебно-экспертных учреждений (экспертных подразделений), необходимость которой предусмотрена законом РФ от 31.05.2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Аттестация подразумевает проверку уровня подготовки специалиста с выдачей специального документа, удостоверяющего его компетентность, наличие которого может быть легко проверено.

Наличие такого документа, вообще говоря, позволяет (хотя не обязывает) не изучать многочисленные иные документы, свидетельствующие об уровне подготовки эксперта, поскольку факт аттестации на производство определенного вида экспертиз подразумевает, что его образовательный уровень, как общий, так и специальный, рассмотрен и подтвержден компетентной в данной области квалификационной комиссией.

Однако компетентность эксперта — необходимое, но в общем случае не достаточное условие качественного выполнения экспертизы. При осуществлении высокотехнологичных исследований, сопряженных с проведением измерений, не менее важное значение имеют используемые технические средства, а также методики их применения.

Формальные требования к состоянию техники и корректности используемых методик закреплены в законе РФ от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Этот закон пришел на смену предыдущему закону с тем же названием (от 1993 г.) и вступил в силу с января 2009 г. Под измерением для его целей подразумевается «совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения какой-либо величины». К измерениям относится, в частности, количественный химический анализ материалов и веществ. В соответствии с ч. 16 ст. 3 указанного закона государственное регулирование обеспечения единства измерений распространяется на измерения, производимые при «выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти». Таким образом, в экспертной деятельности при проведении измерений (а с такой необходимостью эксперт сталкивается при исполнении самых разных видов экспертиз) следует руководствоваться положениями данного закона.

В отношении технических средств, предназначенных для измерений, законом устанавливается необходимость утверждения типа средства измерения (с внесением в Федеральный информационный фонд) и проведения их первичной и периодической поверок (с выдачей соответствующего свидетельства). В отношении методик устанавливается необходимость их аттестации, т. е. подтверждения соответствия установленным метрологическим требованиям к измерениям[ref]Исключение сделано для методик выполнения прямых измерений (при которых непосредственно измеряется искомая величина — например, измерение расстояния линейкой) — в этом случае методики вносятся в эксплуатационную документацию на средство измерения.[/ref]. Эти требования изложены в стандарте ГОСТ Р 8.563-96 «Методики выполнения измерений».

Существует и процедура комплексной оценки способности определенного учреждения (подразделения) обеспечить качество выполнения экспертного исследования, включающая в себя оценку и персонала, и техники, и совокупности методик, используемых для решения экспертных задач. Такой процедурой является аккредитация, сущность которой в общем случае раскрывается в законе РФ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[ref]В соответствии с данным законом, аккредитация — «официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия».[/ref]. При аккредитации проверяется соответствие аккредитуемой организации требованиям, определяющим ее компетентность и независимость. В общем случае данные требования устанавливаются стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», основанным на соответствующем международном стандарте (ISO 17025).

Вопросы распространения требований к лабораториям общего профиля на судебно-экспертные лаборатории весьма сложны из-за различия особенностей законодательного регулирования этих сфер деятельности, обусловленного их целевой направленностью. Окончательная цель экспертного исследования — не получение точного результата количественного анализа, а формирование доказательства — заключения эксперта, содержащего значимые для принятия решения по делу выводы, при соблюдении ряда ограничений, накладываемых процессуальным законодательством. При этом процессуальные требования к организации и проведению исследований в разных странах (и даже в различных отраслях права в одной стране) могут существенно отличаться.

Тем не менее Международной организацией по аккредитации лабораторий (ILAC) проведена соответствующая работа, результатом которой стало руководство по применению стандарта ISO 17025 в деятельности судебно-экспертных лабораторий — ILAC-G19:2002 «Guidelines for Forensic Science Laboratories». По инициативе Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте России данное руководство было адаптировано к применению в нашей стране и принят национальный стандарт ГОСТ Р 52960-2008 «Руководство ILAM19:2002 по применению ИСО/ МЭК 17025 при аккредитации судебно-экспертных лабораторий». Представляется, что стремление к гармонизации с международными стандартами, касающимися вопросов естественнонаучного, технического характера, является оправданным. Применение единых стандартов выполнения измерений в рамках криминалистической экспертизы может послужить повышению общего уровня работы судебно-экспертных учреждений. При этом, разумеется, необходимо четко разграничивать естественнонаучную составляющую, касающуюся методов инструментального анализа, с одной стороны, и вопросы криминалистической тактики, а тем более чисто правовые, с другой стороны, исключив для последних конфликты с национальным законодательством.

Таким образом, аккредитация судебно-экспертных лабораторий может стать действенным способом комплексного подтверждения их компетентности и независимости (последнее особенно важно в условиях состязательного процесса), упрощающим задачу обоснованного выбора исполнителя экспертного исследования и оценки полученного заключения.

При этом, по нашему мнению, на сегодняшнем уровне развития нормативной базы об аккредитации можно говорить как о соответствии установленным требованиям лишь в части, касающейся выполнения измерений в рамках экспертизы. По этой причине на практике процедуру аккредитации имеет смысл проходить лабораториям, специализирующимся на проведении экспертиз, роль измерений в которых значительна. В первую очередь это лаборатории материаловедческого профиля. Исходя из специфики их деятельности и современной организации работ по аккредитации в Российской Федерации, целесообразно аккредитоваться в Системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) (СААЛ) \ функционирующей под эгидой Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Учитывая изложенное, руководством Института криминалистики Центра специальной техники ФСБ России было принято решение об аккредитации подразделения Института, основным направлением деятельности которого является криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий из них.

Аккредитация проводилась в системе СААЛ. Поскольку установленными требованиями предусмотрены определенная независимость и структурная обособленность аккредитуемой организации, на базе подразделения Института был сформирован Испытательный центр (ИЦ), который и выступал в качестве субъекта аккредитации (компетенция ИЦ ограничена областью аккредитации). В качестве органа по аккредитации выступила Ассоциация аналитических центров «Аналитика» — единственная организация в России, являющаяся членом ILAC, что обеспечивает международное признание компетентности аккредитуемых лабораторий. Это важно при использовании результатов экспертных исследований для расследования дел, связанных с трансграничной перевозкой предмета преступления (на практике это в первую очередь контрабанда сырья из России).

Аккредитуемое подразделение занимается исследованиями широкого круга материалов и веществ неизвестной природы на предмет их криминалистической диагностики: классификации, отнесения к определенным категориям объектов оборота (драгоценным металлам, ядовитым веществам, материалам двойного назначения и т.п.), определения источника происхождения (производителя), областей применения, а также решения ряда иных задач.

Особое место в ряду этих объектов занимают драгоценные металлы, поскольку порядок их обращения в нашей стране диктует необходимость безусловного распространения на криминалистические исследования всего комплекса требований к качеству измерений (определению содержания драгоценных металлов) в этом случае.

Исходя из номенклатуры объектов, задач и применяемых методов исследования была определена область аккредитации, в которую вошли: качественный рентгенофазовый анализ кристаллических материалов; качественный анализ состава неизвестных органических веществ и их смесей методами инфракрасной спектроскопии, спектроскопии ядерного магнитного резонанса и хромато-масс-спектрометрии; комплексный (качественный и количественный) анализ образцов продукции предприятий горнометаллургического комплекса, содержащей драгоценные металлы, с применением методов рентгеноспектрального микроанализа, рентгенофазового анализа, оптической эмиссионной спектрометрии и масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой с целью определения источника их происхождения. Данная область аккредитации не полностью перекрывает сферу деятельности подразделения, что ни в коем случае не означает искусственного сужения последней (ввиду добровольности аккредитации), а представляет собой разумную расстановку приоритетов.

Работа Института криминалистики по подготовке и проведению аккредитации включала в себя следующие основные этапы:

  • формирование методической базы, обеспечивающей проведение криминалистических исследований в области аккредитации с учетом установленных требований к измерениям;
  • создание и внедрение системы менеджмента качества[ref]В соответствии с терминологией, принятой в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006.[/ref], удовлетворяющей установленным требованиям;
  • передача в орган по аккредитации заявки на аккредитацию и документов системы менеджмента качества для оценки их соответствия установленным требованиям;
  • прохождение проверки комиссией экспертов органа по аккредитации: анализ соответствия созданной системы менеджмента качества критериям аккредитации, оценка технической компетентности сотрудников (включая выполнение ими контрольных заданий);
  • устранение выявленных комиссией несоответствий установленным требованиям, подготовка и представление соответствующего отчета;
  • подготовка комплекта нормативных документов, необходимых для принятия и оформления решения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии об аккредитации.

Необходимость проведения целенаправленной и достаточно масштабной работы по формированию методической базы обусловлена упомянутой выше спецификой целевой направленности криминалистических исследований, ввиду чего в большинстве случаев оказывается невозможным прямое заимствование методик измерений, применяемых лабораториями «общего профиля» (назовем их «стандартными»).

В криминалистике, например, точность анализа во многих случаях не так важна, как сохранность объекта исследования. Часто приходится работать со следовыми количествами веществ, недостаточными для анализа по стандартной методике. Наконец, в качестве окончательного результата в стандартных методиках фигурирует либо число (значение измеряемой величины), либо вывод о соответствии испытуемого объекта определенным характеристикам на основании простого сопоставления измеренных и «эталонных» значений. Спектр задач, решаемых по криминалистическим методикам, несравненно шире.

В данной ситуации был применен подход, заключающийся в создании криминалистических методик, где измерительные процедуры присутствуют в виде отдельных «блоков», в качестве которых могут быть использованы стандартные или минимально доработанные методики. Таким образом, комплексная методика распадается на две составляющие — «измерительную» (которая только и анализируется при аттестации методики на соответствие ГОСТ Р 8.563-96 «Методики выполнения измерений») и собственно «криминалистическую», регламентирующую порядок использования результатов измерений для формирования экспертных выводов. По такому же принципу могут осуществляться разработка и аттестация методик качественного анализа, основывающихся тем не менее на результатах измерений (например, определение фазового состава вещества на основании данных об измеренных межплоскостных расстояниях кристаллической решетки). Такой подход позволяет существенно сэкономить силы и средства, поскольку разработка и аттестация методик — сложный и ресурсоемкий процесс.

Создание и внедрение системы менеджмента качества включали в себя разработку нормативных документов, регламентирующих деятельность испытательного центра (ИЦ), и приведение в соответствие с ними внутренней организации работы.

Основными нормативными документам являются «Положение об испытательном центре», «Руководство по качеству» и «Паспорт испытательного центра». С организационно-методической точки зрения важнейший из них — «Руководство по качеству», определяющее, в частности, принципы обеспечения качества измерений (включая процедуры контроля), распределение полномочий и ответственности между сотрудниками, порядок работы с документацией, требования к материальной базе. В «Паспорте ИЦ» приводятся подробные фактические данные о состоянии помещений, номенклатуре используемого оборудования и расходных материалов, наличии методик анализа, квалификации персонала и т.п. В дополнение к основным документам и в их развитие разработана документация, регламентирующая отдельные аспекты деятельности ИЦ — организацию поверки оборудования, аттестации методик и т.д.

Внедрение разработанной системы потребовало глубокой ревизии устоявшихся процессов измерений и состояния обеспечивающей их материально-технической базы. Особое внимание было уделено следующим аспектам: совершенствованию системы регистрации, хранения и прохождения анализируемых образцов по различным технологическим участкам, организации своевременной поверки средств измерения, поддержанию в актуальном состоянии банка стандартных образцов и аттестованных смесей.

В мае 2008 г. была успешно проведена комплексная проверка испытательного центра на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 170252006, по результатам которой комиссия сделала вывод о соответствии ИЦ критериям аккредитации и рекомендовала аккредитовать его в заявленной области сроком на 3 года. Аттестат аккредитации выдан Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 5 сентября 2008 г.

Таким образом, Институт криминалистики стал первой организацией судебно-экспертного профиля, прошедшей (в лице своего материаловедческого подразделения) аккредитацию в системе аккредитации аналитических лабораторий (центров). Опыт показал, что помимо достижения основной ставившейся цели — формального подтверждения компетентности и независимости — при подготовке процедуры аккредитации удалось добиться заметного улучшения организации процесса измерений в рамках криминалистических исследований.

Полагаем, что впоследствии с учетом наблюдающихся во всем мире тенденций к объективизации процесса производства судебно-экспертных исследований, обеспечению воспроизводимости их результатов значение аккредитования криминалистических лабораторий будет возрастать. Как говорилось выше, уже сейчас обязательность важнейших составляющих этого статуса закреплена законодательно (требования к экспертам, методикам, оборудованию). В этих условиях отработка механизмов аккредитации именно криминалистических лабораторий представляется актуальной задачей.

[references/]

Авторы:

В. М. Богданов — Начальник Института криминалистики Центра специальной техники ФСБ России.

Ю. А. Карпов — Президент Ассоциации аналитических центров «Аналитика», заместитель дирек­тора ГНЦ «Гиредмет», член-корреспондент РАН.

А. В. Кучкин — Начальник отдела Института криминалистики Центра специальной техники ФСБ России.

Е. В. Коваль — Научный сотрудник Института криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, кандидат химических наук.

В. С. Богатырев — Ученый секретарь Института криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, кандидат технических наук.

Вам может также понравиться...