Особенности возбуждения уголовного дела и типичные ситуации доследственной проверки по делам контрафактной продукции

Подать онлайн заявку на проведение экспертизыУзнать стоимость проведения экспертизыВызвать эксперта
Особенности возбуждения уголовного дела и типичные ситуации доследственной проверки по делам о контрафактной продукции

Особенности возбуждения уголовного дела и типичные ситуации доследственной проверки по делам о контрафактной продукции

При наличии повода и достаточных оснований дознаватель или следователь с согласия прокурора или сам прокурор выносят постановление о возбуждении уголовного дела. Уголовные дела, предусмотренные ч. 1 ст. 146 (присвоение авторства) и ч. 1 ст. 147 (неквалифицированные виды нарушений патентных и изобретательских прав) в соответствии с п. 3. ст. 20 УПК, — это дела частно-публичного обвинения, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего и не подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Если государственный орган выявил признаки соответствующе- го преступления, он может проинформировать лицо о фактах нарушения его прав, а последнее само определит, нуждается ли оно в защите своих законных прав. Поводом служит заявление с указанием на то, что потерпевшему либо его законному представителю причинен крупный ущерб. Если заявление было получено от других лиц (например, добросовестных конкурентов), оно не служит поводом для возбуждения уголовного дела, а может выступать лишь основанием для проведения оперативно-розыскных и иных проверочных мероприятий. Уголовные дела о контрафактной продукции по другим статьям УПК — это дела публичного обвинения.

Анализ складывающейся практики взаимодействия со следствием прокуратуры в ряде оперативных подразделений, опросы их руководителей и сотрудников свидетельствуют, что основные проблемы возникают на стадии представления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю и принятия по ним решения о возбуждении уголовного дела [1].

Заявка на таможенную экспертизу

Как правило, по делам данной категории оперативно-розыскные мероприятия сводятся к проведению гласной контрольной закупки, изъятию обнаруженной продукции, имеющихся в наличии документов и опросу свидетелей (владельца магазина, администрации рынка и т.п.). Необходимо отметить, что при этом не используется большая часть оперативных возможностей. Проведение ограниченного числа только гласных мероприятий в последующем существенно затрудняет процесс расследования либо может привести к отсутствию состава преступления (по делам данной категории необходимо доказать причинение совершенным деянием ущерба особо крупного размера или совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, организованной группой либо неоднократное его совершение).

Другая проблема — упрощенное проведение оперативно-розыскных мероприятий (например, не подтверждена систематичность продаж контрафактной продукции, не установлены источники ее поступления; изъятая продукция не упакована либо упакована ненадлежащим образом) и неполное их отражение в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, отчетах и т.д.), а также неиспользование видео- и аудиозаписи, фотосъемки.

По делам о контрафактной продукции наиболее типичными можно считать ситуации, когда заявление в правоохранительные органы подано потерпевшим (правообладателем либо его представителем) или сведения о преступлении получены оперативным путем.

В зависимости от указанных ситуаций используется различный алгоритм действий в рамках проведения доследственной проверки.

В первом случае последовательность действий может быть следующая. Обычно в заявлениях потерпевших по делам о контрафактной продукции имеется достаточно оснований для возбуждения уголовного дела. Однако в любом случае, если информация в заявлении указывает на признаки преступления, это согласно п. 2 ст. 7. Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также предварительной проверки. Главная цель указанных мероприятий — подтверждение и документирование отраженной в заявлении информации.

Результаты «доследственной проверки» предопределяют дальнейшую судьбу дела, так называемую его «судебную перспективу»: если имеется достаточно сведений, изобличающих заподозренное лицо в совершении преступления, то материал можно передавать для возбуждения производства [2]. Если после предварительной проверки таких оснований недостаточно, проводятся оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающиеся гласной проверочной закупкой.

На подготовительном (к проверочной закупке) этапе необходимо тщательно проинструктировать лиц, которые непосредственно будут проводить ее (например, чтобы покупатели не отходили от прилавка с товаром до объявления контрольной закупки, все купленное держали в руках на виду у продавца). Рационально провести и предварительное наблюдение, чтобы определить, насколько систематически ведется торговля, какое время наиболее подходит для проведения контрольной закупки, выявить возможные места хранения и источники поступления контрафактной продукции. При установлении источника поступления осуществляется наблюдение, в ходе которого производится сбор информации о других покупателях, товарообороте. После этого определяется количество участников данного мероприятия и задачи каждого из них.

При проведении контрольной закупки на основании п. 25 ст. 11 Закона «О милиции» и ст. 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» следует учитывать следующие рекомендации:

  • приобрести в присутствии не менее двух понятых экземпляры продукции;
  • составить акт контрольной закупки с обязательным указанием всех данных продавца и покупателей, количества, наименования и цены купленной продукции;
  • провести осмотр помещения, указать где и какая продукция находилась, отразить в документах, что данная продукция предназначена для продажи;
  • изъять имеющуюся продукцию, при этом описать все изъятое, упаковать и опечатать;
  • получить у продавца объяснения по поводу продажи данной продукции.

Для участия в контрольной закупке при необходимости может быть приглашен специалист.

Продукция, полученная в результате закупки, направляется для проведения исследования. В целях оперативного решения вопроса о возбуждении уголовного дела рационально применить предварительное исследование объектов как форму использования специальных знаний. Предварительное исследование может быть применено в форме устных пояснений специалиста, в ходе проведения доследственной проверки, его замечаний и заявлений, зафиксированных в протоколе, либо в виде справки эксперта. Целесообразно в данном случае ограничиваться выявлением не всех признаков отличия исследуемой продукции от оригинала, а лишь тех, которые обнаруживаются наиболее доступными методами. Чаще всего в данном случае используются специальные знания в области технико-криминалистической экспертизы документов. Целью исследований является выявление наличия или отсутствия признаков отличия полиграфической упаковки изъятой продукции (голограмм, наклеек, акцизных марок и т.д.) от имеющегося в распоряжении эксперта оригинального образца. По результатам исследования составляется справка, выводы которой служат элементом основания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Если сведения о совершенном или готовящемся преступлении получены оперативным путем, необходимо, как и в первом случае, провести предварительную проверку. Не стоит забывать, что все действия сотрудников оперативного подразделения должны проводиться так, чтобы не помешать дальнейшему расследованию преступления (не насторожить нарушителя закона). В данном случае хорошие результаты может принести проведение негласной проверочной закупки. Этап подготовки к закупке был описан выше. Результаты негласной проверочной закупки оформляются в виде справки сотрудника оперативного аппарата. Закупленная продукция направляется на исследование. Выводы, полученные в результате проведенного исследования являются элементами основания для возбуждения уголовного дела, так как в них указывается на признаки отличия исследуемой продукции от оригинальных образцов продукции.

Таким образом, возбуждение уголовного дела по ст. 146, 147, 180 УК РФ, связанного с контрафактной продукцией, имеет ярко выраженные особенности, в числе которых высокая латентность, получение первичной информации, активное использование оперативно-розыскной деятельности и исследование объектов. Если в качестве повода для возбуждения уголовного дела по делам данной категории может служить заявление потерпевшего (правообладателя либо его представителя) либо сведения, полученные оперативным путем, а по ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 — только заявление потерпевшего, то важнейшим элементом основания являются результаты криминалистического исследования объектов. Такие исследования выполняются в рамках оперативно-розыскных действий при проведении гласной и негласной контрольной закупки, ревизии, контролируемой поставки с использованием средств и методов судебной экспертизы.

Автор:
Д.В. Сердюкова-Заместитель начальника отдела ЭКЦ ГУВД Волгоградской области.

 
  1. Спирин Г.М., Златя В.П. Современное аудиовизуальное пиратство и организация борьбы с ним. М., 2000. С. 15.
  2. Шекшуева О.Н. К проблеме возбуждения уголовного дела // Современные проблемы раскрытия и расследования преступлений: Сб. науч. ст. / Отв. ред. Б.П. Смагоринский. Барнаул, 1996. С. 40.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!