Трасология и трасологическая экспертиза

Полезная информация?

Экзамен как одна из форм контроля знаний слушателей проводится после изучения всего курса. Но для успешной его сдачи подготовка к экзамену должна вестись в течение всего семестра и охватывать все формы учебного процесса. Поэтому целесообразно уже на первой лекции ознакомить слушателей с тем, что их ожидает в конце семестра, с основными требованиями, которые будут предъявлены им на экзамене.

В практике высшей школы экзамены проводятся по двум основным схемам: в виде беседы и по билетам. На кафедре трасологии и судебной баллистики Волгоградской академии МВД России традиционно применяется вторая схема, в использовании которой, как и на других кафедрах, накоплен богатый опыт. Одним из непременных условий успешной подготовки к экзамену является обязательное совершенствование и обновление экзаменационных вопросов, что требует большой методической работы, и их обсуждение на заседании кафедры с последующим утверждением.

Одной из особенностей рассматриваемого курса является сравнительно небольшое количество лекций (не более 7 в семестре). Поэтому практикуемая по другим дисциплинам проверка в ходе экзамена конспектов лекций представляется неэффективной. К тому же она ведет к перегрузке экзамена, рассеивает внимание и экзаменатора и слушателей.

Для уяснения лектором качества и уровня восприятия излагаемого им лекционного материала целесообразно проводить выборочную проверку конспектов в ходе семестра, что позволит преподавателю скорректировать материал последующих лекций и манеру его изложения.

На кафедре используется другая форма контроля работы слушателей в течение семестра, а именно, проверка качества заключений контрольных экспертиз. Эта форма особенно необходима, когда экзамен проходит в той группе, где экзаменатор не проводил семинары и лабораторные занятия и вследствие этого не обладает достаточно подробной предварительной информацией об уровне подготовки каждого слушателя. Она позволяет экзаменатору объективно оценить уровень подготовки слушателя, выявить наиболее существенные недостатки и ошибки, допущенные им в ходе изучения материала курса. Вместе с тем подобная практика не отменяет индивидуальную подготовку каждого преподавателя к приему экзамена, заключающуюся прежде всего в ознакомлении с результатами семинарских и практических занятий каждого слушателя в экзаменуемой группе.

Подготовка и проведение экзаменов по курсу "трасология и трасологическая экспертиза"

При подготовке к экзамену слушателю разрешается пользоваться своими заключениями контрольных экспертиз. На наш взгляд, это поможет ему в подготовке к ответу и вместе с тем даст возможность уяснить конкретику методики той или иной экспертизы. Данное обстоятельство не может расцениваться как использование шпаргалки или учебника. Последнее, конечно же, совершенно недопустимо.

Следует ли предварительно ознакомить слушателей с экзаменационными вопросами? Существует мнение, что такая практика приводит к зубрежке, слушатели не работают по программе, а стараются подготовить ответы лишь на конкретные экзаменационные вопросы. Мы считаем необходимым знакомить слушателей с экзаменационными вопросами, поскольку они излагаются в логической последовательности и дают возможность сосредоточить внимание именно на конкретных фундаментальных проблемах сдаваемого курса.

Указанная проблема может быть решена следующим образом. В ходе экзамена, сдаваемого традиционно по билетам, необходимо усилить, более того, сделать обязательным, элемент беседы. Следует составить не только билеты, но и список дополнительных вопросов, которые вместе с основными охватывают весь объем курса. При этом важно предупредить слушателей, что им будет необходимо отвечать и на дополнительные вопросы.

По нашему убеждению, беседа должна проводиться при любом виде экзамена. Именно она позволит экзаменатору глубоко и всесторонне оценить уровень подготовки слушателя. Она особенно необходима, когда при ответе слушателя у экзаменатора возникает проблема «промежуточной» оценки его знаний. В таких случаях ответы слушателя на дополнительные вопросы, заданные в развитие основных вопросов билета, существенно облегчат проблему выставления объективной оценки, возникшую переду экзаменатором.

Едва ли можно согласиться с противниками такого подхода, мотивирующими свою позицию тем, что дополнительные вопросы вызывают у слушателя чувство, что к нему придираются, мстят за его поведение в течение семестра. Большой педагогический опыт подсказывает, что, как правило, подавляющее большинство слушателей, подготовленных к подобной практике всем предыдущим поведением экзаменатора, воспринимают ее как необходимую и вполне объективную.

Еще одной особенностью экзаменов нашего курса является состав и содержание экзаменационных билетов. В каждый билет входит два теоретических вопроса и одно практическое задание. Вопросы подбираются таким образом, чтобы один из них был направлен на освещение наиболее фундаментальных теоретических проблем курса, а второй требовал бы знания конкретных методик экспертного исследования отдельных объектов. Практическое задание подразумевает исследование материального объекта, требующее демонстрации конкретных умений и навыков работы на специальной технике, с обоснованием мотивов выбора именно таких методов и технических средств.

Такой подход позволяет максимально объемно охватить содержание курса, проверить не только теоретические знания слушателей, но и уровень его практической подготовки к работе в качестве эксперта-трасолога.

Вполне понятно, что подбор объектов для практического исследования требует от экзаменатора дополнительных усилий и времени, его непосредственного и активного участия в этом процессе. Он не может быть переложен на плечи вспомогательного учебного персонала (начальника кабинета и лаборантов). Однако это не означает, что они освобождаются от участия в подготовке к экзамену. Их задача состоит в проверке и наладке специальной техники, обеспечении их надежной работы и исключении «накладок» и срывов при сдаче экзамена.

Еще одна проблема, возникающая в ходе приема экзамена, заключается в следующем: можно ли прерывать ответ слушателя или обязательно выслушивать его до конца. Эта проблема особенно часто возникает именно на экзамене по нашему курсу, поскольку многие методики «перекликаются» между собой, и нередко слабо подготовленный слушатель умышленно начинает останавливаться на деталях, имеющих отдаленное, опосредованное отношение к материалу билета. На наш взгляд, прервать слушателя можно в трех случаях. Во-первых, если экзаменатор уяснил, что тот не знает принципиальных важнейших аспектов вопроса; во-вторых, если ответ уже настолько убедителен и уверен, что, будучи осведомленным в отличной работе слушателя в течение семестра, преподаватель может поставить ему отличную оценку; в-третьих, если возникает необходимость скорректировать направление ответа в нужное русло.

Не может быть оставлена без внимания еще одна проблема, которая до сих пор не нашла своего однозначного решения. Следует ли освобождать от сдачи экзамена слушателей, активно работающих в течение семестра, имеющих отличные оценки по всем темам курса и контрольным экспертизам? Существует точка зрения, что освобождение от экзаменов, называемое в среде слушателей «сдать автоматом», является одной из форм положительного стимулирования. Как свидетельствует практика, в последнее время такой подход находит все больше сторонников.

Не отрицая факта стимулирования, приходится одновременно признать, что такой подход далеко не так уж безобиден и заслуживает повсеместного использования. Можно отметить по крайней мере три обстоятельства, позволяющих возразить против подобной практики. Во-первых, снижается значение экзамена как завершающей стадии процесса обучения, при подготовке к которому слушатель овладевает целостным и систематическим пониманием изучаемой дисциплины. Во-вторых, исповедующие данный принцип преподаватели, используя этот стимул, идут по линии наименьшего сопротивления. В-третьих, и это обстоятельство следует отметить особо, Положением о зачетах и экзаменах подобная форма сдачи экзаменов не предусмотрена, следовательно, она по большому счету неприемлема.

Авторы:
Н.И. Нестеров, Доцент Волгоградской академии МВД России, канд. юрид. наук, доцент.
П.П. Смольяков, Старший преподаватель Волгоградской академии МВД России, канд. юрид. наук.

Вам может также понравиться...