Правовое регулирование производства судебной экспертизы негосударственными судебными экспертами

Правовое регулирование производства судебной экспертизы негосударственными судебными экспертами

Правовое регулирование производства судебной экспертизы негосударственными судебными экспертами

Основным носителем специальных знаний является эксперт (ст. 57 УПК РФ, ст. 79 ГПК РФ, ст. 66 АПК РФ, ст. 25.9 КоАП РФ). В качестве эксперта может выступать любое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями в пределах своей компетенции. В соответствии с действующим процессуальным законодательством (ст. 195 УПК РФ, ст. 79 ГПК РФ, ст. 83 АПК РФ, ст. 25.9 КоАП РФ) и ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» экспертиза проводится государственными судебными экспертами по поручению руководителя государственного судебно-экспертного учреждения и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. При этом в УПК РФ обозначены: государственные судебные эксперты (ч. 2 ст. 195); государственные судебно-экспертные учреждения (ч. 2 ст. 199) и экспертные учреждения (ч. 2 ст. 199); производство экспертиз вне экспертного учреждения (ч. 4 ст. 199), а также иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями (ч. 2 ст. 195). В ГПК РФ говорится об экспертах (ст. 84), судебно-экспертных учреждениях (ст.ст. 79, 84) и экспертных учреждениях (ст. 80); иных экспертах по определению суда (ст. 84). В АПК РФ указана возможность производства экспертизы: лицом, назначенным судом (ст. 55); государственными судебно-экспертными учреждениями (ст. 86) и экспертными учреждениями (ст. 82). В КоАП РФ предусмотрено привлечение в качестве эксперта любого не заинтересованного в исходе дела совершеннолетнего лица, обладающего специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения (ст. 25.9), а также возможность производства экспертизы в «учреждении» (ст. 26.4). Следовательно, экспертом может быть частное лицо либо сотрудник учреждения, имеющего различный организационно-правовой статус: государственного судебно-экспертного, негосударственного экспертного, неэкспертных (государственного или негосударственного) учреждений. Например, по гражданским делам, связанным с разрешением земельных споров, доля экспертиз, выполняемых вне государственных судебно-экспертных учреждений, достаточно высока. В целом проведение судебных экспертиз в рамках предварительного расследования дел, подследственных МВД России или Генеральной Прокуратуре Российской Федерации, в негосударственном судебно-экспертном учреждении маловероятно. Следователи редко назначают экспертизы вне структуры судебно- экспертных учреждений МВД России и Минюста России, обладающих огромным научно-практическим потенциалом. В некоторых случаях следователи используют такой процессуальный вариант, как назначение экспертизы непосредственно конкретному эксперту, когда отсутствуют штатные специалисты какого-либо экспертного направления. Принципиально важно, что судебный эксперт является самостоятельной фигурой процесса и несет личную ответственность за дачу заключения. До вынесения постановления следователем или определения суда о назначении экспертизы лицо, занимающее экспертную должность, в процессуально-правовом плане экспертом не является. Данное утверждение относится как к сотрудникам государственных судебно-экспертных, так и негосударственных экспертных учреждений. Субъектом всякого исследования, в том числе экспертного, выступает только непосредственный его исполнитель[ref]См.: Аверьянова Т.В. Субъекты экспертной деятельности // Вестник криминалистики / Отв. ред. А.Г. Филиппов. М., 2001. — Вып 2. С. 35.[/ref]. Процессуально-правовой статус эксперта сотрудники государственных, негосударственных учреждений и частные эксперты приобретают только после поручения им процессуальным путем производства экспертизы. Процессуальное законодательство допускает привлечение физических лиц в качестве экспертов, за исключением некомпетентных и заинтересованных в исходе дела, при этом не регламентируется их отношение к учреждению (экспертному или неэкспертному). Судебно-экспертное учреждение не имеет отношения к процессу экспертного исследования, субъектом последнего является физическое лицо — эксперт, в том числе сотрудник негосударственного экспертного учреждения, производящий экспертизу. Тем не менее организация обеспечивает необходимые для производства экспертизы условия, ее руководитель представляет заключение эксперта лицу или органу, ее назначившему. К правам руководителя негосударственного судебно-экспертного учреждения (в процессуальных документах нет указания на государственный статус судебно-экспертного учреждения) относятся: поручение производства экспертизы конкретному эксперту, осуществление контроля за выполнением и качеством исследования, представление экспертизы назначившему ее лицу или органу. Для руководителя неэкспертного учреждения вышеуказанные права процессуальным законодательством не предусмотрены[ref]См.: Российская Е.Р. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно- экспертной деятельности в Российской Федерации». М., 2002.[/ref]. Одно из существенных различий между экспертными и неэкспертными учреждениями заключается в том, что при производстве экспертиз в государственных, а также в некоторых негосударственных судебно-экспертных учреждениях со стороны их руководителей осуществляется контроль за сроками и качеством экспертиз. При выполнении экспертизы сотрудниками неэкспертных учреждений (государственных или негосударственных), а также частными экспертами обязанность данного контроля возложена на лицо или орган, назначивший экспертизу. При производстве экспертизы сотрудником неэкспертного учреждения или частным экспертом следователю (суду) предстоит самостоятельно решить вопрос о необходимой и достаточной квалификации лица, выбираемого ими в качестве эксперта для производства экспертиз. Наличия высшего профессионального образования по конкретной специальности недостаточно, так как при производстве судебных экспертиз, как правило, эксперту необходимо использовать знания в той или иной области судебной экспертизы, а также основ материального и процессуального права. Если лицо, назначаемое в качестве эксперта, работает в каком-либо учреждении (экспертном или неэкспертном), то ему необходимо уведомить об этом своего руководителя. При наличии служебной необходимости руководитель согласовывает со следователем вопрос о переносе времени явки либо о замене вызываемого работника другим. Постановление следователя о привлечении работника учреждения (экспертного или неэкспертного) является обязательным для его непосредственного руководителя, который не вправе препятствовать этому лицу явиться к следователю. Если негосударственному эксперту для производства экспертизы понадобится какое-либо оборудование для лабораторного исследования, то лицо или орган, назначившие экспертизу, должны изыскать такую возможность и обеспечить условия, необходимые для производства экспертизы в целях ее объективности и полноты. Лицо или орган, назначившие экспертизу, могут обязать руководителя обеспечить эксперта оборудованием и материалами, необходимыми для ее производства (ст. 199 УПК РФ). Для всех категорий лиц, осуществляющих экспертизу вне государственного судебно-экспертного учреждения, а именно: частных экспертов, специалистов неэкспертных учреждений (предприятий, организаций); экспертов негосударственных экспертных организаций — является обязательным соблюдение требований статей, перечисленных в ст. 41 ФЗ «О государственной судебно- экспертной деятельности в Российской Федерации». Предъявляемые требования, на наш взгляд, следует дополнить необходимостью использования негосударственными судебно-экспертными учреждениями научно-методического подхода к экспертной практике, применяемого при производстве аналогичных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях. В дальнейшем их целесообразно расширить путем выработки общих подходов к профессиональной подготовке и специализации экспертов, что в настоящее время предусмотрено п. 6 ст. 11 Федерального закона только для государственных судебно- экспертных учреждений. Это будет способствовать повышению научной обоснованности и достоверности выводов, а также играть положительную роль при оценке заключений экспертов следователем или судом. Решение данной проблемы весьма актуально в случае возникновения спорных моментов при производстве дополнительных или повторных экспертиз. Важными условиями деятельности негосударственных судебных экспертов являются их независимость от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела; проведение полного исследования представленных ему объектов и материалов дела; подготовка обоснованного и объективного заключения по поставленным перед ним вопросам; соблюдение основных прав и обязанностей. Эксперт, в том числе негосударственный, вправе возвратить без исполнения постановление, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы или он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства (ч. 5 ст. 199 УПК РФ, ч. 1 ст. 85 ГПК, ч. 4 ст. 55 АПК РФ, ст. 25.9 КоАП РФ). К другим основаниям подобного отказа относятся следующие: поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта; объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении; современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы. При этом необходимо составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение органу или лицу, назначившим судебную экспертизу. Эксперт исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством и Федеральным законом РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В Федеральном законе в числе обязанностей эксперта, в том числе негосударственного, обозначена обязанность принятия к производству порученной ему судебной экспертизы. На практике применение этого требования по отношению к негосударственному эксперту осуществить весьма сложно, так как негосударственный эксперт может отказаться от производства конкретной экспертизы и принудить его к этому будет практически невозможно. На негосударственных экспертов не может быть распространена обязанность принимать постановление о производстве судебной экспертизы только от руководителя судебно-экспертного учреждения (за исключением случаев производства экспертизы в негосударственном судебно-экспертном учреждении), а также неприменимо к ним требование не осуществлять негосударственную экспертную деятельность. Негосударственный эксперт не вправе вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела; самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы; сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лиц, ее назначивших; уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу. Негосударственный эксперт вправе: ходатайствовать перед органом, поручившим экспертизу, о привлечении к ее производству других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения; делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний; обжаловать в установленном порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта; эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством. Негосударственный эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации. На основании проведенных исследований с учетом их результатов негосударственный эксперт или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подпись эксперта на заключении, подготовленном по результатам экспертизы, заверяется печатью экспертного (государственного или негосударственного) учреждения. В случаях производства экспертизы сотрудником неэкспертного (государственного или негосударственного) учреждения, а также частным экспертом подписи на заключении следует заверять нотариально. В случае выполнения судебной экспертизы в негосударственном судебно- экспертном учреждении в заключении эксперта должны быть отражены сведения о данном учреждении помимо иных сведений, предусмотренных процессуальным законодательством и ст. 25 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». [references/] Автор: Г. Г. Омельянюк — заведующий отделом Экспертно-криминалистического центра МВД России, кандидат биологических наук, доцент
Правовое регулирование производства судебной экспертизы негосударственными судебными экспертами
Оцените статью

Читайте также: