Прикладные естественнонаучные знания как компонент юридического образования

5/5 - (1 голос)

На современном этапе технического прогресса, отличительными чертами которого являются процессы интеграции и дифференциации специальных знаний науки и техники в сфере уголовного, гражданского, арбитражного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, широко используется информационное обеспечение расследования преступлений на основе данных физических, химических, математических и иных естественных наук. К восприятию и анализу полученной доказательственной информации должны быть подготовлены сотрудники органов дознания и следствия, судьи, прокуроры, для которых источником подобных сведений традиционно служит криминалистическая и специальная экспертная литература.

Некоторые авторы вновь издаваемых учебников и учебных пособий по криминалистике, пытаясь идти в ногу с техническим прогрессом, считают обязательным изложить в них основные положения из субъективно выбранных разделов естественных наук и пытаются зачастую прогнозировать их применение для решения задач, возникающих в следственной и судебной практике[ref]Ищенко Е.П. Криминалистика: Краткий курс. М., 2003; Криминалистика / Отв. ред. Н.П. Яблоков. М., 2005.[/ref]. На наш взгляд, в указанных учебниках, а также в специальной методической литературе неоправданно большое внимание уделяется сведениям из области геометрической и физической оптики, молекулярной и атомной спектроскопии, рентгеновской и ядерной физики, электроники и информатики, теории вероятностей и математической статистики, основам метрологии, биологии, медицины и т.п. Здесь же в популярном изложении рассматриваются принципы действия и конструктивные особенности, например, аналоговых и цифровых фотоаппаратов и видеокамер, различного вида оптических и электронных микроскопов, газовых и жидкостных хроматографов, ультрафиолетовых и инфракрасных спектрофотометров, электронно-оптических преобразователей и иного технико-аналитического инструментария и инженерного оборудования.

По данной проблеме ранее счел нужным высказаться один из ведущих российских криминалистов Р.С. Белкин, приведя в своей монографии сведения о том, что еще в 1974 г. в общевузовскую программу преподавания криминалистики «внесено дополнение о новейших высокочувствительных методах исследования состава и структуры вещественных доказательств, об использовании кибернетических методов, о магнитофонах, видеомагнитофонах и передвижных криминалистических лабораториях» [ref]Белкин Р.С. Курс криминалистики. М., 1997. Т.3. С. 443.[/ref]. Необходимость расширения классического курса криминалистики в то время аргументировалась тем, что при расследовании преступлений могут потребоваться данные, относящиеся к абсолютно любым отраслям знания. Использование таких знаний представлялось (и небезосновательно) предпосылкой для успешной профессиональной работы следователя, поскольку способы и технические приемы вооружения отечественного и зарубежного криминалитета становились более изощренными и изобретательными.

Тенденция к модернизации криминалистического цикла началась тридцать лет назад в системе учебных заведений МВД СССР и была связана с особенностями обучения слушателей по специальности «эксперт-криминалист». В учебный план Высшей следственной школы (ныне Волгоградская академия МВД РФ) был введен самостоятельный курс «Криминалистическая экспертиза материалов, веществ, изделий», в котором излагались основы естественнонаучных методов исследования структуры и состава веществ — объектов криминалистической экспертизы. Логика во введении указанных новаций, без сомнения, присутствовала, и принципиальных возражений в среде научных работников и преподавателей это не вызывало. Тенденция к включению в криминалистику новейших технических методов обеспечения раскрытия и расследования преступлений сохранилась и по настоящее время. К сожалению, приходится констатировать и тот факт, что выпускникам юридических академий и институтов, юридических факультетов университетов, избравших профессию следователя, прокурора, судьи, все же приходится сталкиваться с трудностями на первоначальном этапе работы из-за весьма туманных представлений об информационных возможностях использования специальных знаний в сфере судопроизводства.

Однако никто из уважаемых идеологов «технизации», «математизации», «информатизации» гуманитарного образования и их апологетов не задумывался об установлении необходимых пропорций, допускающих интеграцию фундаментальных научных и прикладных технических знаний в общее учебно-информационное поле, их статуса и объема при подготовке юристов-правоведов. Такое положение дел вряд ли следует признать соответствующим правильному пониманию природы криминалистики как юридической науки и учебной дисциплины, а также целям и задачам прикладных естественнонаучных дисциплин в процессе обучения студентов и слушателей. Само же совершенствование преподавания криминалистики требует правильного методического выбора соотношения вопросов этой дисциплины и изучения необходимых разделов ряда естественных наук.

Обосновывая свою позицию, обратимся прежде к сущности явлений, составляющих объект научного исследования и предметную область криминалистики. Как верно отмечается О.В. Челышевой и С.Ю. Косаревым, уголовно-процессуальным правом исследуются регулируемые правовыми нормами отношения людей в процессе расследования и раскрытия преступлений[ref]Челышева О.В., Косарев С.Ю. Еще раз о природе криминалистики // Вестник криминалистики. М., 2002. Вып. 2(4). С. 25-28.[/ref]. Объектами криминалистики являются события, подлежащие расследованию в порядке уголовного судопроизводства. Предметом криминалистики является механизм раскрытия преступлений как система элементов расследования, в том числе способов деятельности субъектов расследования, их взаимосвязь с обстановкой и результатами такой деятельности. Отсюда следует, что криминалистика изучает только механизм расследования.

Криминалистику интересуют следы-отображения как результат воздействия субъекта, наделенного индивидуальными признаками, совершаемые в определенной обстановке, для поиска, фиксации и исследования которых требуется применение специальных криминалистических средств и приемов. Но это вовсе не означает поглощения криминалистикой в рамках своего предмета каких-либо фрагментов естественных и технических наук (химии, физики, математики, информатики, биологии), а также включения их в свое содержание.

Расследование преступлений представляет собой юридическую процедуру, и центральной фигурой практической криминалистики является следователь; сама криминалистика востребована именно в сфере юридической деятельности и обеспечивает ее. Все это позволяет сделать вывод о безусловном отнесении криминалистики к числу юридических дисциплин. В этой связи представляется наиболее правильным говорить о криминалистике не как о прикладной науке, а о прикладной функции криминалистики как юридической науки, так и учебной дисциплины.

Отсюда логически вытекает вывод о том, что, если будущих дипломированных юристов и целесообразно знакомить с устройством той или иной технической аппаратуры, применяемой в практике расследования преступлений, обучать навыкам работы с ней, делать это следует отнюдь не в рамках криминалистической техники, одной из частей курса криминалистики, а в спецкурсах, рассматривающих применение новых технологий в сфере судопроизводства.

В определенной мере основы естественных наук закладываются изучением концепции современного естествознания. Но это лишь первоначальная стадия формирования специального научно-технического мышления у студентов и слушателей. Так, в учебнике «Основы естественнонаучных знаний для юристов» приводятся общие понятия квантовой механики и электронной теории строения атома, описываются физические и химические свойства отдельных соединений, рассматривается взаимодействие излучения с веществом, упоминаются методы исследования структуры кристаллических тел[ref]Основы естественнонаучных знаний для юристов / Под ред. Е.Р. Россинской. М., 1999.[/ref]. Но такие глубокие и подробные сведения будущие специалисты-правоведы должны профессионально получать в рамках совершенно иных учебных дисциплин и специальных курсов, например таких, как «Физические и математические методы в судопроизводстве», который апробирован на юридическом факультете Волгоградского государственного университета.

В указанном курсе рассматриваются химические, физико-химические и физические методы исследования, применяемые при производстве диагностических и идентификационных судебно-экспертных исследований типичных объектов — вещественных доказательств. Здесь же раскрываются возможности использования этих методов в оперативно- розыскной и следственной практике, что приобретает особое значение при работе с микрообъектами как с особым и специфическим видом материальных образований. Значительное место уделяется фундаментальным понятиям метрологии, а также теории ошибок и статистической обработке результатов измерений, природе оптических явлений и устранению аберраций оптико-механических систем, некоторым разделам аналитической химии в современном изложении — взаимодействию объектов с магнитными полями, испусканию и поглощению веществами электромагнитного излучения в целях исследования внутренней структуры материалов и веществ. На этой базе у обучающихся, не специализирующихся на изучении методик производства судебных экспертиз, формируется умение ориентироваться в потоке научной информации, с которой им приходится сталкиваться в работе по специальности после окончания вуза, оценивать возможные достоинства и недостатки практических приемов исследования и выбирать оптимальный вариант для решения поставленной перед следствием задачи. Кроме того, в курсе «Судебная фотография и видеосъемка в судопроизводстве» обучающимся прививаются необходимые навыки использования средств фото-, видео- и звукозаписи в правоприменительной практике. Рассматривается физико-химическая сущность процесса фотографии и видеосъемки. Отрабатываются умения и навыки исследовательской и оперативной фотографии и видеосъемки: производство макро- и микросъемки, съемки в невидимых зонах электромагнитного спектра.

В настоящее время взаимообусловленность правовых и естественных наук стала очевидной. Разумеется, исчерпывающий перечень необходимых научно-технических дисциплин в вузах юридического профиля предложить невозможно. Критерием может служить анализ судебно-следственной практики использования специальных знаний при решении экспертных задач. Эта проблема требует дальнейших серьезных методических разработок. Некоторые положения, на которых базируются теоретические концепции подготовки юристов, требуют своего пересмотра.

Таким образом, прикладные технические дисциплины вкупе с фундаментальными учебными курсами уголовно-процессуального цикла, определяющими содержание юридического образования, и в первую очередь криминалистики, позволяют обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов-юристов, обладающих широким информационным ресурсом в сфере уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства.

Автор:

В. Г. Бобырев — доцент Волгоградского государственного университета, канд. хим. наук, доцент.

 

Вам может также понравиться...