Проблемы борьбы с нарушением авторских прав на аудиовизуальную продукцию

Полезная информация?
Проблемы борьбы с нарушением авторских прав на аудиовизуальную продукцию

Проблемы борьбы с нарушением авторских прав на аудиовизуальную продукцию

Проблема наличия на российском потребительском рынке контрафактной аудиовизуальной продукции не утрачивает своей актуальности. Разовые публичные акции по уничтожению контрафактной продукции, периодические рейды по изъятию нелицензионного товара, а также операции «Контрафакт», призванные на борьбу с данным видом преступления, не дают ощутимых результатов, и потребитель может свободно приобрести подделку во многих точках, осуществляющих торговлю или прокат «левого» товара.

Анализ практической деятельности, связанной с выявлением и пресечением нарушений авторских и смежных прав, выявил следующие актуальные вопросы, затрудняющие борьбу с данным видом преступления.

1. Жесткие требования при подготовке и проведении проверок.

В соответствии с действующим законодательством существуют два основания для проведения проверки: заявление, агентурное сообщение или агентурная записка о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, на основании которых выносится постановление о проверке финансово-хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которое в настоящее время подписывается лицом не ниже по должности чем 1-й заместитель начальника ГРУОВД. В случае, если в ходе проведения оперативных мероприятий информация подтвердилась, к сотруднику, проводившему проверку, претензий нет, но, если сведения не подтверждаются, он может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за необоснованное вмешательство в деятельность организации или индивидуального предпринимателя по представлению прокуратуры либо на основании жалобы проверяемого, которая нередко сопровождается требованием о возмещении материального и морально ущерба.

2. Уголовное преследование по ст. 146 УК РФ осуществляется в частно-публичном порядке (в соответствии со ст. 20 УПК РФ).

Это значит, что любое уголовное дело по ст. 146 УК РФ может быть возбуждено не иначе как по заявлению правообладателя или его представителя. В связи с тем, что на территории Российской Федерации представлены около 20% правообладателей от общего числа, то получить заявление удается в редких случаях и только по той продукции, на которую распространяются права правообладателя или его представителя.

Часто даже при наличии правообладателей на территории РФ трудно получить от них заявление, так как они находятся в других городах РФ (Ростов-на-Дону, Москва, Санкт-Петербург). При этом срок проведения проверки (материал в КУС до 10 дней) крайне мал, и нередко он уходит только на получение заявления. В результате это опять приводит к нарушению сроков сдачи материалов и, как следствие, дисциплинарному взысканию по отношению к сотруднику, занимающемуся проверкой.

3. Заключение мировых соглашений между правообладателем и нарушителем после возбуждения уголовного дела.

На стадиях проведения проверки сотрудниками ОВД или после возбуждения уголовного дела со стороны правообладателя обычно предъявляются определенные имущественные требования к нарушителю за незаконное использование авторских и смежных прав. При этом нарушитель с правообладателем могут заключить мировое соглашение на условиях выплаты правообладателю определенной денежной компенсации и с обязательством нарушителя произвести закупку лицензионной продукции у правообладателя.

В случае отказа ОВД прекратить дальнейшую проверку (согласно УПК РФ уголовное дело по ст. 146 УК РФ возбуждается по заявлению потерпевшего, а прекращению вследствие отказа заявителя от заявления не подлежит), правообладатель начинает препятствовать качественному и всестороннему расследованию (например, терять необходимые документы).

4. Проведение исследований аудио-, видеопродукции в целях установления признаков контрафактности.

Для возбуждения уголовного дела по ст. 146 УК РФ или административного по ст. 7.12 КОАП РФ в обязательном порядке необходимо заключение специалиста о наличии признаков контрафактности.

Согласно существующей методике процесс исследования заключается в сравнении с оригинальными образцами продукции, предоставленной на исследование.

Исследование в обязательном порядке проводит аккредитованный эксперт, имеющий допуск к данному виду исследований.

Оригинальными образцами продукции являются образцы, полученные от правообладателя, с сопроводительным письмом за его подписью и печатью. К данному письму должны быть приложены документы, свидетельствующие о том, что авторские права на данную аудио-, видеопродукцию ему действительно принадлежат (договора о купле-продаже авторского права, свидетельство орегистрации авторского права в Роспатенте и т.д.). Данные документы должны быть заверены нотариально.

Далее согласно ФЗ РФ «О судебно-экспертной деятельности» эксперт, проводивший исследование, должен иметь либо допуск к данному виду исследований или экспертиз, либо пройти специализированное обучение.

В настоящий период в ЭКП РФ отсутствует большая часть образцов оригинальной аудио-, видеопродукции, так, например, в экспертно-криминалистическом центре ГУВД Волгоградской области количество образцов DVD-продукции составляет около 1 100 штук, полиграфического оформления видеокассет — около 3,5 тыс. штук, образцов программного обеспечения — нет, аудиопродукции — нет.

В сложившейся ситуации сотрудники ОВД вынуждены обращаться к помощи так называемых «представителей правообладателей», которые заинтересованы в проведении исследований. Они же, как правило, их и проводят. Однако на данный момент они занимаются «борьбой с пиратством» в коммерческих интересах с целью получить прибыль при заключении мировых соглашений или продаже аудио-, видеопродукции по своей цене (как правило, гораздо выше среднерыночной). Зачастую их заключение (исследование) оспаривается в судах, а при проведении независимых исследований не подтверждается. Их специалисты, как правило, молодые люди до 21 — 25 лет, без высшего образования, которые при положительном заключении исследования получают определенный процент от заключенного впоследствии мирового соглашения.

Каждый из затронутых в настоящей статье аспектов требует к себе пристального внимания со стороны структур, призванных по роду своей деятельности способствовать полному и качественному расследованию и пресечению преступлений указанного рода, кроме того, необходимо принять меры нормотворческого характера в целях устранения имеющихся недостатков в существующем законодательстве.

Автор:
О.Б. Дронова, Преподаватель Волгоградской академии МВД России.

Вам может также понравиться...