Разработка программ подготовки государственных судебных экспертов
Стремительный рост потребностей нашего общества в использовании специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле, как в рамках судопроизводства, так и вне этих рамок, позволяет рассматривать сегодня судебную экспертизу как самостоятельный институт защиты прав и свобод граждан и интересов государства посредством производства научно обоснованных экспертиз и экспертных исследований. Можно с уверенностью говорить об актуальности оптимизации современной модели судебно-экспертной деятельности прежде всего в плане совершенствования всех видов ее обеспечения и определения критериев оценки ее качества.
Основными организационными направлениями обеспечения качества судебной экспертизы, требующими сегодня теоретической и практической разработки, являются: аккредитация судебно-экспертных учреждений; стандартизация методического обеспечения (методов и методик); сертификация экспертных средств (оборудования и расходных материалов); совершенствование системы подготовки и повышения квалификации работников государственных судебно- экспертных учреждений (СЭУ). При этом важнейшим компонентом системы подготовки является аттестация судебных экспертов.
Одной из приоритетных задач Федерального закона от 31.05.2001 №73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Ф3) выступает регламентация организационного аспекта деятельности сложившихся и оправдавших себя на практике систем государственных СЭУ по производству судебных экспертиз. Так, одной из отличительных особенностей этих систем является аттестация их работников в качестве государственных судебных экспертов с предоставлением им права самостоятельного производства судебных экспертиз. Статья 12 «Государственный судебный эксперт» и статья 13 «Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту» являются нормами, определяющими применение категории «аттестация эксперта» в государственной судебно-экспертной деятельности[ref]Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 23. Ст. 2291.[/ref].
Министерство юстиции России одним из первых приступило к практической реализации требований Ф3, обеспечивая реализацию указанных норм принятием ряда ведомственных нормативных актов. Аттестация экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России является необходимой организационной мерой, обеспечивающей управление профессиональной подготовкой экспертов, позволяющей с позиций единого научно-методического подхода обеспечивать надежность и обоснованность результатов, полноту и объективность экспертных исследований. Практике СЭУ известны два вида аттестации, которые не должны подменять друг друга: квалификационная и аттестация на соответствие занимаемой должности. При этом аттестацию на соответствие занимаемой должности проходят не все эксперты государственных СЭУ, а только являющиеся государственными служащими или военнослужащими (эксперты СЭУ Минюста России к таковым не относятся). Сущность, задачи и основные принципы квалификационной аттестации государственных судебных экспертов значительно отличаются от служебной аттестации, регулируемой Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.
Анализ практической деятельности государственных СЭУ выявил определенные проблемы введения указанных норм в существующий порядок аттестации, в том числе их действия на межведомственном уровне, например, при согласовании квалификационных требований. Частным случаем, не получившим разрешения в законодательстве, стало рассмотрение вопросов переаттестации (взаимозачета аттестаций) экспертов, переходящих на работу из одного министерства (ведомства) в другое.
Еще раз подчеркнем, что квалификационная аттестация эксперта — это внутриведомственная организационная процедура предоставления эксперту и (или) продления права самостоятельного производства судебной экспертизы (либо его лишения) по конкретному ее виду или экспертной специальности на основе всесторонней проверки уровня профессиональной подготовки работника СЭУ. При этом Ф3 устанавливает единые требования к срокам прохождения квалификационной аттестации: право самостоятельного производства судебной экспертизы предоставляется эксперту сроком на 5 лет; через каждые 5 лет экспертно-квалификационная комиссия (ЭКК) должна рассматривать вопрос о его продлении.
Кроме того, в свете требований Ф3 свидетельство, выдаваемое эксперту с правом самостоятельного производства судебной экспертизы, является ведомственным документом, выдаваемым сроком на 5 лет, и утрачивает юридическую силу по истечении указанного срока, а также при увольнении работника из системы СЭУ или подразделений соответствующего федерального органа исполнительной власти. При этом процедура взаимозачета свидетельств (результатов квалификационных аттестаций), выданных разными федеральными органами исполнительной власти остается не урегулированной. Поэтому пока единственный путь указанных выше взаимозачетов — прохождение вновь поступившим работником требуемой квалификационной аттестации по конкретной экспертной специальности и получение свидетельства на право самостоятельного производства экспертизы утвержденного образца того федерального органа исполнительной власти, куда работник принят на работу.
В СЭУ Минюста России аттестацию экспертов на право самостоятельного производства экспертиз по конкретным экспертным специальностям проводят Центральная экспертно-квалификационная комиссия (ЦЭКК), созданная в РФЦСЭ при Минюсте России, и зональные ЭКК, созданные в региональных центрах судебной экспертизы Минюста России. В своей деятельности указанные комиссии руководствуются Положением об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в СЭУ Минюста России, утвержденным приказом Минюста России № 20 от 23.01.2002. Отличительной особенностью данного Положения, по сравнению с предшествовавшим ему нормативным документом, является отсутствие нормы, касающейся проведения аттестаций экспертов других министерств и ведомств. Кроме того, аттестация в Минюсте России проводится по конкретным экспертным специальностям, а не по родам (видам) судебных экспертиз, как это принято практически во всех государственных СЭУ иных федеральных органов исполнительной власти[ref]Приказ Минюста России от 23 января 2002 г. № 20 «Об утверждении Положения об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации».[/ref].
Приказом Минюста России № 114 от 14 мая 2003 г. «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных СЭУ Минюста России и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных СЭУ Минюста России» был уточнен и расширен перечень экспертных специальностей. Появились такие новые экспертные специальности, как: «Исследование видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей»; «Исследование психологии и психофизиологии человека»; «Исследование информационных компьютерных средств»; «Исследование транспортных средств, в том числе с целью проведения их оценки» и др.
Профессиональная подготовка экспертов СЭУ Минюста России осуществляется в соответствии с Положением об организации обучения кадров СЭУ системы Минюста России, согласно которому определены ее основные виды: подготовка к получению права самостоятельного производства экспертиз по конкретной экспертной специальности под руководством наставника в течение шести — двенадцати месяцев по индивидуальному плану и утвержденной программе подготовки экспертов; повышение квалификации; прохождение стажировок; участие в работе научно-практических семинаров и школ; обучение в аспирантуре; самостоятельная подготовка.
Как следует из приведенного перечня видов подготовки экспертов СЭУ, ключевым и базисным элементом является программа подготовки экспертов. В связи с появлением новых экспертных специальностей согласно приказу Минюста России № 114, а также с потребностями в значительном обновлении ранее имевшихся программ подготовки экспертов в РФЦСЭ при Минюсте России проведена большая работа по разработке нового комплекса программ подготовки экспертов по всему перечню экспертных специальностей (всего 48 специальностей) с учетом последних теоретических и практических достижений судебной экспертизы. При этом все роды судебной экспертизы согласно названному приказу обеспечены в плане видового разделения целым набором экспертных специальностей; например, в КЭМВИ их 8, в автотехнической экспертизе — 4, в товароведческой экспертизе — 3 и т.д. Примечательным является комплекс экспертных специальностей по инструментальным методам исследования в судебной экспертизе (5 специальностей), т.к. это экспертное направление существует в самостоятельном виде только в Минюсте России[ref]Приказ Минюста России от 14 мая 2003 г. № 114 «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в ГСЭУ Министерства юстиции России и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных СЭУ Минюста России».[/ref].
Одним из достоинств новых программ является их унификация по структуре и содержанию. Программа подготовки эксперта включает в себя перечень учебных тем и вопросов, распределенных по соответствующим разделам, методические рекомендации и перечень рекомендуемой литературы, указываемой по алфавиту общим списком, а также срок подготовки эксперта. Программа состоит из общих и специальных дисциплин. При этом программа изучения специальных дисциплин составляется с учетом необходимости освоения экспертами основ конкретного рода (вида) судебной экспертизы, методик производства судебных экспертиз по соответствующей специальности и вопросов профилактической деятельности судебного эксперта. В целом программа представляет собой достаточно объемный документ, например, по специальности «Исследование технологических, технических, организационных и иных причин, условий возникновения, характера протекания пожара и его последствий» программа содержит более 40 страниц.
Самостоятельное изучение курса предусматривает также освоение общих дисциплин «Основы криминалистики» и «Основы судебной экспертизы» по единым для всех экспертных специальностей программам. Минимум содержания программы обязательно включает в себя следующие разделы: I. Общая часть (1. Теоретические и методические основы конкретного рода (вида) судебной экспертизы. 2. Основы назначения и производства конкретного рода (вида) судебной экспертизы); II. Специальная часть (1. Основы базовой науки. 2. Методики, применяемые при производстве экспертиз по конкретной экспертной специальности); III. Методические рекомендации по освоению тем типовой программы; IV. Литература.
Все программы подготовки экспертов СЭУ Минюста России прошли внешнее рецензирование, предметное обсуждение на научно-методических советах, действующих в РФЦСЭ по каждому роду экспертизы, и представлены в Минюст России для утверждения в установленном порядке.
Полагаем, что разработанный комплекс программ подготовки экспертов Минюста России может быть взят за основу для аттестации экспертов других органов исполнительной власти (за исключением Минздрава и Минобороны России). Проведение аттестаций экспертно-квалификационными комиссиями по специальностям, методически обеспеченным едиными программами подготовки экспертов, позволит решить проблемы межведомственного взаимозачета свидетельств (результатов аттестаций) и создаст реальные предпосылки методической интеграции судебной экспертизы на новом витке своего развития. Одним из ярких примеров, подтверждающих это, являются результаты школы-семинара по компьютерно-технической экспертизе, проведенной в апреле 2003 г. на базе Саратовского ЮИ МВД России. Слушатели данной школы из 14 СЭУ Минюста России, обучаясь в течение 20 дней по программе, первично разработанной СЮИ МВД России, по результатам сдачи экзаменов ЦЭКК в РФЦСЭ при Минюсте России были успешно аттестованы по специальности «Исследование информационных компьютерных средств». При этом секция ЦЭКК была сформирована по межведомственному принципу из представителей как Минюста России, так и МВД России.
[references/]
Автор: Т. П. Москвина — начальник Управления экспертных учреждений Минюста России, государственный советник юстиции 2 класса, кандидат химических наук, доцент.