Вопросы отнесения веществ к наркотическим, психотропным

4.3/5 - (3 голоса)
Вопросы нормативного регулирования отнесения веществ к наркотическим, психотропным и сильнодействующим

Вопросы нормативного регулирования отнесения веществ к наркотическим, психотропным и сильнодействующим

Наркотизация общества и наркобизнес относятся к числу острейших проблем современности. Оказывая массовое пагубное воздействие на здоровье людей, наркотизация населения страны вызывает ослабление социальной, культурной и экономической структуры общества, рост преступности, коррупции и теневой экономики. В последние годы Правительством Российской Федерации был принят и реализован ряд законодательных и организационных мер, направленных на приостановление роста злоупотребления наркотиками, их незаконного оборота, снижения показателей преступности, связанной с наркоманией. Однако противодействие незаконному обороту наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем национальной безопасности.

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что суды при разрешении уголовных дел о преступлениях указанной категории в основном правильно применяют нормы Уголовного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в практике рассмотрения судами таких дел допускаются ошибки. Имеются отдельные факты необоснованного осуждения лиц ввиду неверного толкования некоторыми судами понятий изготовления, переработки и производства наркотических средств и психотропных веществ. Отмечаются также судебные ошибки, обусловленные неоднозначным толкованием понятий некоторых наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» дает общее определение наркотических средств. В соответствии с этим определением наркотические средства — это «… вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с ее законодательством, международными договорами России, в том числе Единой Конвенцией о наркотических средствах 1961 г.».

Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, конкретизирует наркотические средства, подлежащие контролю в Российской Федерации (далее — Перечень).

Вместе с тем Российская Федерация является стороной (участницей) Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (далее — антинаркотические конвенции). В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, Российская Федерация взяла на себя обязательство контролировать оборот веществ, не включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, но находящихся под международным контролем.

С другой стороны, реализуя предоставленную антинаркотическими конвенциями возможность принимать более строгие или суровые меры контроля, чем меры, предусматриваемые Конвенциями, если такие меры являются желательными или необходимыми для охраны здоровья и благополучия населения, Правительство Российской Федерации дополнительно внесло в Перечень наркотических средств и психотропных веществ более 60 веществ и препаратов. Но в отличие от Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. Перечень не содержит определений включенных в него наркотических средств. При этом Список I наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее — Список I), содержит термины, которые не могут толковаться однозначно.

При расследовании уголовных дел, в соответствии с указанием пленума Верховного Суда Российской Федерации, «для определения вида средств и веществ (наркотическое, психотропное или их аналоги, сильнодействующее или ядовитое), их размеров, названий и свойств, происхождения, способа изготовления, производства или переработки, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические вещества, требуются специальные знания. Суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов»[ref]Постановление Пленума Верховного Суда РФ 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Российская газета. 2006. 28 июня.[/ref].

Эксперты, в свою очередь, должны располагать определениями наркотических средств и психотропных веществ в целях единообразного толкования терминов, употребляемых в Перечне, если термины не обозначают химическое название вещества, либо патентованное название лекарственного средства. Не возникает вопросов и с толкованием терминов, определение которых имеется в материалах антинаркотических конвенций.

В настоящее время Перечнем к наркотическим средствам отнесены вещества, обозначенные систематическими и тривиальными химическими названиями (3-моноацетилморфин, метамфетамин, гидрокодона фосфат и др.); понятиями, установленными международными правовыми актами, в частности антинаркотическими конвенциями (каннабис, лист кока, опий, маковая солома, кокаиновый куст); а также патентованные лекарственные формы наркотических средств и психотропных веществ (омнопон, таблетки «Кодтерпин», таблетки «Алнагон», тарен и др.). Наряду с этим в Списке 1 Перечня присутствуют термины, содержание которых характеризует способ изготовления (кустарно изготовленные препараты из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин, экстракт маковой соломы и др.).

Так, термин «кустарно изготовленные препараты из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин», не определяя конкретного соединения или вещества, указывает лишь на способ изготовления какого-либо соединения из сильнодействующего вещества эфедрин. Разъясняют содержание данного понятия методические рекомендации «Экспертное исследование наркотических средств, получаемых из эфедрина»[ref]Савенко В.Г., Семкин Е.П., Сорокин В.И., Казанков С.П. Экспертное исследование наркотических средств, получаемых из эфедрина. М.: ВНИИ МВД СССР, 1989.[/ref]. Согласно данному документу, кустарно изготовленными препаратами из эфедрина являются смесь, содержащая эфедрон, и смесь, содержащая первитин (метамфетамин — прим. автора). Таким образом, документом, относящим вещество к наркотическому средству, выступают методические рекомендации, т.е. документ, процессуально нерегламентированный и имеющий рекомендательный характер. Более того, термин первитин — это название лекарственного препарата, содержащего метамфетамин, и в данном контексте не должен употребляться, поскольку лекарственный препарат имеет определенный компонентный состав и не может присутствовать в составе кустарно изготовленного препарата из эфедрина. Поэтому в целях единообразного толкования терминов наркотические средства, кустарно изготовленные из эфедрина, должны определяться экспертами как наркотические средства — смесь, содержащая эфедрон, и смесь, содержащая метамфетамин.

Термин «ацетилированный опий» также указывает на способ изготовления — ацетилирование конкретного вещества — опия. Однако в настоящее время широкое распространение получили наркотические средства, кустарно изготовленные из семян мака. При этом продуктами ацетилирования оказываются моноацетилморфин, ацетилкодеин, а в некоторых случаях даже диацетилморфин. В соответствии с методическими рекомендациями «Экспертиза героина и ацетилированного опия»[ref]Савенко В.Г., Семкин Е.П., Сорокин В.И., Камаев А.В., Гаевский А.В., Коваленко Е.В. и др. Экспертиза героина и ацетилированного опия. М.: ВНКЦ МВД СССР, 1991.[/ref] вещество, содержащее моноацетилморфин, ацетилкодеин, экспертами определяется как ацетилированный опий, что, с нашей точки зрения, некорректно в силу того, что в процессе изготовления данного наркотического средства ацетилирования опия (свернувшегося сока опийного мака), не происходит. Рассматриваемый термин не указывает на содержащиеся в веществе наркотически активные компоненты. Учитывая, что продуктом ацетилирования опия при определенных условиях может быть и героин, а документом, дифференцирующим наркотические средства, являются методические рекомендации, считаем, что такая ситуация создает условия для неоднозначной трактовки названия, тем более что меры контроля для героина и ацетилированного опия разные. В рассматриваемом случае наркотические средства должны определяться экспертами как смесь, содержащая моноацетилморфин, и смесь, содержащая диацетилморфин. В смеси также могут присутствовать другие наркотически активные опиаты, внесенные в Перечень. Количество же наркотического средства определяется в соответствии с указанием пленума Верховного суда РФ.

Термин «героин» во многих документах также трактуется неоднозначно, что приводит к экспертным и судебным ошибкам. Недостаточно определенным в данном случае представляется соотношение понятий «героин» и «диацетилморфин». В Перечень наркотических средств включены как героин (диацетилморфин), так и диацетилморфин (героин), что приводит к толкованию понятий героин и диацетилморфин как синонимов. С другой стороны, в судах выносятся постановления и решения, где ставятся под сомнение выводы заключений экспертов, относящие вещества к одному из этих понятий. Имеются, например, случаи постановления оправдательных приговоров за отсутствием умысла сбыта подсудимым наркотического средства диацетилморфин, в то время как умысел состоял в сбыте героина. Эксперт же, опираясь на методические рекомендации[ref]Сорокин В.И., Орлова О.С., Любецкий Г.В., Макаров М.А., Дроздов М.А., Симонов Е.А. Установление общности источника происхождения героина. М.: ГУ ЭКЦ МВД РФ, 2002.[/ref], утвержденные Постоянным Комитетом по контролю наркотиков, не имеет однозначного определения данного наркотического средства. Выход из этой ситуации видится в отнесении веществ, определяемых как героин, к наркотическому средству — смеси, содержащей диацетилморфин, моноацетилморфин, ацетилкодеин и др.

Необходимость единообразного толкования терминов обусловлена также и тем, что при рассмотрении дел о преступлениях, предметом которых являются наркотические средства и психотропные вещества, суды решают вопрос о наличии крупного или особо крупного размера наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов исходя из размеров, которые установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. № 76. При этом когда наркотическое средство или психотропное вещество, включенное в Список II (за исключением кокаина и кокаина гидрохлорида) и Список III, находится в смеси с каким-либо нейтральным веществом (наполнителем), определение размера наркотического средства или психотропного вещества производится без учета количества нейтрального вещества (наполнителя), содержащегося в смеси. Если наркотическое средство или психотропное вещество, включенное в Список I, входит в состав смеси (препарата), содержащей одно наркотическое средство или психотропное вещество, его размер определяется весом всей смеси. Таким образом, от правильного указания термина вещества может зависеть размер наркотического средства, являющегося предметом преступления и в конечном итоге квалификация преступления. В практике нередки случаи, когда одно и то же вещество может быть определено и как наркотические средство, включенное в Список I, так и в Список II Перечня. Так, в случае обнаружения в жидкости морфина (Список II), данная жидкость может быть определена и как жидкость, содержащая морфин, и как экстракт маковой соломы (Список I), поскольку для отнесения жидкости к наркотическому средству экстракт маковой соломы достаточно установить наличие хотя бы одного из наркотически активных алкалоидов опия (морфина, кодеина, тебаина или орипавина). Таким образом, от степени очистки вещества может зависеть отнесение его к тому или иному наркотическому средству.

Еще более неопределенным для установления количества наркотического средства представляется термин «кустарно изготовленные препараты из фенилпропаноламина» (Список 1 Перечня). Согласно методическим рекомендациям «Экспертное исследование наркотических средств, получаемых из фенилпропаноламина»[ref]Сорокин В.И., Любецкий Г.В. и др. Экспертное исследование наркотических средств, получаемых из фенилпропаноламина: Методич. рекомендации. М.: ГУ ЭКЦ МВД России, 2002.[/ref], продуктами синтеза из фенилпропаноламина могут быть α-аминопропиофенон (катинон) и амфетамин. С другой стороны амфетамин — наркотическое средство, внесенное в Список 2 Перечня и отнесен к наркотическим средствам, оборот которых ограничен. Таким образом, если наркотическое средство определено экспертом как смесь, содержащая амфетамин, количество наркотического средства определяется содержанием в смеси амфетамина; если же эксперт определил наркотическое средство как кустарно изготовленный препарат из фенилпропаноламина, наркотическим средством является все количество смеси. В данном случае отсутствие определения кустарно изготовленных препаратов из фенилпропаноламина может привести к довольно широкому толкованию термина, а впоследствии к следственным и судебным ошибкам.

Не способствует законному разрешению уголовных дел о преступлениях, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, и то, что в настоящее время более 50 веществ, отнесенных Конвенцией о психотропных веществах 1971 г., к психотропным веществам, находящимся под международным контролем (Списки II, III, IV), Постоянным комитетом по контролю наркотиков (ПККН) включены в списки сильнодействующих и ядовитых веществ.

Действительно, в соответствии со ст. 3 Конвенции о психотропных веществах Российская Федерация может реализовать право принять решение об изъятии препаратов, риск злоупотребления которыми отсутствует или является незначительным, в своей стране или в одном из своих районов из-под действия какой-либо одной или всех мер контроля, предусмотренных в Конвенции[ref]Конвенция о психотропных веществах. 1971.[/ref]. При этом решение об изъятии препаратов, по- видимому, должно подтверждаться соответствующим нормативным документом Российской Федерации.

Постоянный Комитет по контролю наркотиков — это независимый научный межведомственный экспертный орган, работающий на общественных началах, не имеющий административных и коммерческих задач. Решения ПККН не являются нормативными правовыми актами. Поэтому в настоящее время ввиду отсутствия нормативных документов, относящих вещества к сильнодействующим и с учетом приоритета положений Конвенции 1971 г. о психотропных веществах вещества, отнесенные ПККН к сильнодействующим или ядовитым, но находящиеся под международным контролем как психотропные, должны считаться психотропными веществами. В этом случае соответствующие изменения следует внести в Постановление Правительства Российской Федерации № 681. Во избежание же неверного применения мер контроля за психотропными, сильнодействующими или ядовитыми веществами при формировании нормативных документов, регламентирующих оборот наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, следует придерживаться единообразия с терминологией Международных договоров Российской Федерации.

Что касается Списков сильнодействующих и ядовитых веществ, издаваемых ПККН, то формирование данного Списка происходит с учетом решений Фармакологического государственного комитета и соответствующих приказов Минздрава России об отнесении разрешаемых лекарственных средств к рецептурным или безрецептурным группам, о предметно-количественном учете конкретного вновь разрешаемого лекарственного средства или об исключении из государственного реестра того или иного ранее разрешенного лекарственного средства, о регистрации после клинических испытаний зарубежного лекарственного средства, не имеющего аналогов на территории России, разрешающей его применение в медицинской практике. В список сильнодействующих веществ включено свыше 100 наименований, среди которых лекарственные средства, некоторые виды лекарственного растительного сырья и растворители, в том числе часть прекурсоров: пиперидин, толуол, хлороформ, этиловый эфир. В этом списке доминируют производные бензодиазепина (3 5 наименований), эфедрин, псевдоэфедрин и их препараты (более 20 наименований), барбитураты (12 наименований). Кроме того, в список включены известные лекарственные средства различной химической природы: клофелин, мепробамат, теофиллин, солутан, циклодол и др.

Вместе с тем сильнодействующие вещества являются предметом преступлений, предусмотренных ст. 234. Поэтому в целях нормативной регламентации Списков сильнодействующих и ядовитых веществ, а также таблиц количеств сильнодействующих и ядовитых веществ следует отнести к компетенции Правительства Российской Федерации их утверждение для целей ст. 234 УК России.

В связи с изложенным и в целях единообразного толкования терминов наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ представляется целесообразным следующее:

  1. Привести в соответствие с решениями комиссии ООН об отнесении веществ к наркотическим и психотропным веществам нормативные документы Российской Федерации.
  2. Исключить из Списка 1 «Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» термины наркотических средств, указывающие на способ изготовления, заменив их терминами, характеризующими состав вещества, а также включить в соответствующие нормативные документы наряду с терминами определения наркотических средств и психотропных веществ.
  3. Терминологию нормативных документов Российской Федерации привести в соответствие с терминологией Международных договоров Российской Федерации.
  4. Отнести к компетенции Правительства Российской Федерации утверждение Списков сильнодействующих и ядовитых веществ и их размеров для целей ст. 234 УК России.

[references/]

Автор: Е. В. Иванова — Главный эксперт Экспертно-криминалистической службы УФСКН России по Московской области, канд. юрид. наук.

Вам может также понравиться...