Планы Минюста о ликвидации негосударственной экспертизы

18-ого января 2013 года на сайте Министерства Юстиций Российской Федерации был опубликован проект федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», подготовленный деятелями из РФЦСЭ.

К сожалению, на данный момент текст проекта закона недоступен по ссылке, где он был опубликован ( http://www.minjust.ru/node/2744 ). К счастью, у нас сохранился полный текст проекта.

Полный текст проекта федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» Раскрыть

Уведомление о подготовке проекта данного закона сообщает о сроках публичного обсуждения, ограничивая их промежутком дат: с 29.12.2012 года по 20.01.2013 года. С учётом вышеупомянутой даты публикации проекта (18-ое января 2013г.), фактически на «публичное обсуждение» Минюст отвёл 1 рабочий день.

Полный текст уведомления Раскрыть

После ознакомления с данным законопроектом (далее по тексту ЗП) хотелось бы особо отметить, что:

— в ЗП имеются существенные расхождения с нормами процессуального законодательства Российской Федерации, что может привести к нарушению прав участников судопроизводства, а так же иных лиц участвующих в рассмотрении того или иного дела;

— при составлении ЗП разработчик не учитывал требований установленных в иных Федеральных законах, а так же Постановлениях Правительства РФ, что недопустимо и может привести к невозможности применения статей как закона о судебно-экспертной деятельности, так и иных законом в связи с противоречиями содержащимися в них. Так же это может привести к дополнительным законодательным процедурам по внесению дополнений/изменений в соответствующие законы и подзаконные акты.

Расхождение между процессуальными кодексами и федеральными законами зачастую ведет к противоречиям и не правильному применению норм права.

— введение единой системы аттестации государственных экспертов и сертификации негосударственных экспертов в рамках одного Федерального исполнительного органа на практике будет невозможна, так как единолично такой орган не способен определить порядок, определения компетентности эксперта, так как не обладает знаниями во всех областях экспертных исследований, к тому же возложение данных обязанностей на один орган лишает иные государственные органы, а так же экспертные организации предъявлять свои иные требования к экспертам, что нарушает их права предусмотренные трудовым законодательством РФ, в том числе, такие как проведение аттестации работников.

Осуществление подобной сертификации физически не возможно, так как не возможно выдать сертификаты на ВСЕ области человеческого знания, по которым возможно проведение экспертных исследований.

Тотальная сертификация судебных экспертов сделает невозможной экспертизу по огромному спектру исследований и, как следствие, нарушение прав граждан и юридических лиц на предоставление доказательств, что является нарушением фундаментальных основ Российского и международного права (см., например, Европейскую конвенция по правам человека ст. 6 и 13)

— сертификация методического обеспечения судебной экспертизы, в как предлагается в ЗП, так же практически не осуществима, так как не установлен и не может быть установлен перечень методик, методов и средств в области судебной экспертизы. Эксперт проводит исследования исходя из своих знаний и опыта, самостоятельно определяет методы, средства и способы которыми он пользуется при проведении исследования. Экспертиза может быть написана на основе общих знаний или на уровне знаний общеобразовательной школы, или СНиПОВ и ГОСТов, или законодательных актов, или отдельных научных исследований – по логике предложенной в ЗП редакции данной сертификации все вышеперечисленные документы, школьные формулы, научные исследования должны быть законодательно «утверждены» и приняты, что неосуществимо физически, так и нереально фактически, а так же в этом нет никакой необходимости.

То же самое можно сказать и о положениях ЗП в которых предполагается закрепление допустимости использования научно-технических средств и методов при проведении судебно-экспертных исследований к качестве одного из принципов судебной – экспертной деятельности. Это так же фактически невозможно, так как требует легализации, то есть законодательного закрепления ВСЕХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НАУЧНЫХ МЕТОДОВ, что нереально.

Ознакомившись основополагающими нормами ЗП, которые ложатся в основу содержания всего ЗП, а значит экспертной деятельности в Российской Федерации можно сказать о том, что его принятие в предложенной редакции не целесообразно, так как в общем, не регулирует, не способствует регулированию и развитию экспертной деятельности.

В общем предложенный ЗП полностью направлен на установление монополии одним Федеральным органом исполнительной власти в отношении регулирования экспертной деятельности, так как во-первых в рамках данного ЗП будет аттестововать и сертифицировать все экспертные организации и всех экспертов, во-вторых будет самостоятельно единолично разрабатывать и утверждать обязательные к исполнению всеми экспертами и экспертными учреждения методики и стандарты. Особо хотелось бы отметить закрепленное в ЗП право данного Федерального органа исполнительной власти устанавливать перечень экспертиз проводимых исключительно в государственных экспертных учреждения.

То, что данным ЗП закреплено право органа или уполномоченного лица на назначение экспертизы поручать ее проведение иному эксперту либо экспертной организации только лишь при отсутствии необходимого специалиста в штате государственной экспертной организации ограничивает и полностью нарушает процессуально-закрепленное право органов назначающих экспертизу на выбор необходимого эксперта, что, согласно действующему законодательству, недопустимо, так как процессуальные кодексы имеют более высшую ступень по значимости исполнения в иерархии законодательных норм, чем федеральные законы, которые должны соответствовать нормам, установленным в кодексах РФ и Конституции РФ.

Положения ЗП ограничивает доступ к рынку независимой экспертизы и экспертных услуг, как юридическим лицам, так и физическим.

Данный ЗП закрепляет только лишь интересы государственных экспертных организаций, в том числе одного федерального исполнительного органа.

ЗП в предложенной редакции направлен не только к извлечению необоснованной огромной прибыли одним Федеральным органом исполнительной власти, так как аттестация и сертификация в настоящий момент к примеру в РФЦСЭ при Минюсте РФ является платной услугой (в среднем 45 тысяч за один документ соответствия), но и на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, что тем самым нарушает ст. 10 ФЗ № 135 «О защите конкуренции» в соответствии, с которым запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц.

Принятие ЗП в таком виде привет к невозможности отправления не только правосудия, но и прервет работу органов следствия и дознания, что приведет к нарушению установленных сроков для проведения процессуальных действий, что в свою очередь приведет к нарушению конституционных прав и свобод гражданин. К данным нарушениям может привести принятие ЗП, так как в настоящий момент не разработана ни процедура аттестации, ни аккредитации, не разработаны стандарты и методики которым согласно ЗП должны соответствовать эксперты и экспертные организации, а так же экспертные исследования. ЗП не содержит информации о том, как и из каких специалистов будут формироваться аттестационные и сертификационные комиссии. Принятие ЗП в настоящем редакции полностью парализует экспертную деятельность страны.

Нельзя не отметить огромные и реально неоправданные финансовые расходы, необходимые для разработки документов и процедур, предусмотренных ЗП.

Настоящий законопроект путем установления норм о законодательном утверждении методик в принципе приведет к невозможности развития экспертной деятельности, а также необоснованному резкому ограничению возможных экспертных исследований, что приведет к ограничению доказательственных возможностей сторон в нарушение международных норм и воспрепятствованию объективного и быстрого рассмотрения дел. Кроме того, предлагаемый механизм невозможно реализовать в принципе, при этом его установление сделает возможным проведение очень ограниченного количества видов экспертиз, в том числе и таких, о которых разработчики данного законопроекта даже не догадываются.

Принятие ЗП приведет к огромным необоснованным вынужденным затратам юридических и физических лиц осуществляющих либо намеревающихся осуществлять экспертную деятельность, что также нарушает их установленные действующим законодательством права и в некоторых случаях делает невозможным их осуществление. Все вышеизложенное может привести к значительному увеличению стоимости экспертных услуг, а в некоторых случаях и закрытию негосударственных экспертных организации в связи с огромными и не оправдывающими себя расходами на прохождение аттестации и сертификации, а также к значительному затягиванию рассмотрения дел вследствие искусственного ограничения количества и снижения качества знаний экспертов.

Законопроект сделает совершенно невозможным действие Федерального закона от 01.12. 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в сфере экспертной деятельности, что возможно приведет вообще к вынужденной ликвидации саморегулируемых организации, существующих в данной сфере деятельности и юридических лиц основной уставной деятельностью которых является сертификация и аттестация юридических и физических лиц в настоящий момент предусмотренная действующим законодательством. Хотя действенность саморегулирования и системы СРО доказана практикой. Также нужно напомнить, что в системе СРО существуют строительные организации, деятельность которых потенциально намного более опасна, чем деятельность судебного эксперта.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что данный ЗП разрабатывался исключительно в незаконных интересах одного Федерального органа исполнительной власти или отдельных его сотрудников, явно является коррупционным и в силу этого его принятие в предложенной редакции недопустимо.

Некоммерческое партнёрство «Федерация Судебных Экспертов», участником которого является Некоммерческое партнерство «Федерация Судебных Экспертов», 18-ого января сего года направила вышеуказанные комментарии в адрес Министерства Юстиций по электронной почте, адрес которой указан в уведомлении о подготовке закона.

Также стоит отметить, что в настоящий момент готовятся постатейные замечания к данному проекту закона, которые в ближайшее время будут опубликованы на нашем сайте.

Обсудить на форуме судебных экспертов



Подпишитесь на новости!
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Задайте вопрос эксперту: