Трассирование линейных сооружений

Оцените статью

Об услугах трассирования мы можем прочесть в статье толкового словаря. В нем Услуги трассирования определяются как процессы проектирования различных линейных сооружений. Таких, как линий связи, линии электропередачи, трубопроводы, каналы, профили и направления трасс, и других. Проектирование это производится либо непосредственно на местности, либо с помощью топографической карты. Геодезические специалисты, для того, чтобы снизить затраты на дальнейшие строительство и эксплуатацию объектов, стремятся спрямлять трассы, их профили, и другими способами сокращать объемы дальнейших строительных работ. А происхождение термина «Услуги трассирования» определяется как немецкое: Trassieren, от Trasse — направление линии, пути, дороги.

«Услуги трассирования (нем. Trassieren, от Trasse — направление линии, пути, дороги), проектирование направления и профиля трассы дороги, трубопровода, канала, линии электропередачи или линий связи и прочих линейных сооружений по топографической карте и непосредственно на открытой местности. В целях снижения строительных затрат и эксплуатационных расходов при трассировании инженеры геодезисты стремятся к возможному спрямлению автомобильной трассы, её профиля и сокращению объёма работ по дорожному строительству».

Геодезические эксперты, в процессе работы над трассированием (проектированием и спрямлением) железных и автомобильных дорог, обязаны внимательно относиться к разнообразным препятствиям для прямоты трасс, существующим на местности, и к ее различным топографическим, геологическим, гидрологическим особенностям. Для достижения наилучших результатов в процессе таких исследований применяется полевое и камеральное трассирование, которое входит в процессы инженерно-геодезических изысканий, относящихся к линейным объектам. Таким, как автодороги, теплотрассы, железные дороги, линии связи и другие линейные сооружения.

Предварительно, на первой стадии трассирования различных линейных сооружений, происходит поиск тех вариантов расположения трассы, которые будут конкурентно-способны относительно ее проекта и целей, и их предварительный выбор. Происходит процесс согласования местоположения трассы, геодезические оси сооружения выносятся в натуру и на местности закрепляются основные точки направления линейного сооружения. В зависимости от того, каковы проектные характеристики сооружения или трассы, от условий местности и вида рабочей территории, устанавливается ширина полосы топографической съемки местности. Как правило, составляет она от 100 до 300-т метров.

В тех разнообразных случаях, когда производится трассирование линейных сооружений, такие топографо-геодезические работы направлены на создание ситуационного плана полосы трассы. Подобные общие планы составляются в масштабе 1:5000 – 1:2000. Если речь идет о специальных участках, на которых будут расположены сложные места трассы и планы пересечений, то для них создаются планы полосы в масштабе 1:1000 – 1:500. На всех пикетных и на всех плюсовых точках создаются так называемые поперечный и продольный профили. Окончательный вынос опорных точек в натуру происходит после того, как окончательное решение по конструкции трассы будет согласовано и утверждено. Тогда в натуру выносятся горизонтальные кривые и ось трассы, на местности закрепляются такие точки, как мостовые переходы, створные точки, углы поворота и устанавливаются другие отметки.

Процесс камерального трассирования

Как правило, процесс камерального трассирования производится в масштабе 1:25 000 или 1:50 000. Бывают случаи, когда на одном листе карты нельзя уместить весь рассматриваемый линейный объект. Тогда ищутся опорные точки, по которым обязательно будет проходить сооружение. Устанавливаются они вблизи прямой, которая соединяет конец и начало сооружения. Делается это на карте более мелкого масштаба. Отрезки между этими опорными точками должны будут размещаться на той более крупной карте, где и будет проходить камеральное трассирование.

Иногда геодезисты при проектировании линейных объектов имеют дело с местностью горной или холмистой, где крутизна скатов выше допустимых дорожных уклонов. Для таких ситуаций существует методика «напряженного хода», при которой для прокладывания линии трассы отыскивают направление, на котором уклоны являются предельно допустимыми. Результатом такой методики являются извилистые линейные сооружения, которые могут спрямляться, в процессе дальнейшего проектирования, на отдельных участках. В результате такой технологии появляются так называемые петли и серпантины, которые мы можем наблюдать на горных дорогах.

Другой тип проектирования – так называемое «свободное проектирование». Применяется оно там где встречаются уклоны меньше допустимых, что происходит в равнинной местности. При этом работа геодезистов и проектировщиков по назначению положения и направления дороги зависит только от препятствий, существующих на ее пути – искусственных и естественных. Прибавим к этим факторам такие, как экология данных участков, геологические особенности местности и почвы, влияющие на нюансы процессов трассирования.

В результате изысканий и расчетов, проведенных с учетом указанных параметров, специалисты определяют на карте окончательное положение трассы. также при этом отмечаются и указываются в деталях такие точки, как пикеты, координаты и параметры углов поворота трассы, и другие точки. С помощью отметок, определяемых по горизонталях, создается продольный профиль проектируемой трассы. Рассчитываются сопрягающие кривые и другие ее параметры.
Процесс полевого трассирования.

Первым этапом полевого трассирования, которое осуществляется прямо на местности, является изучение местности полосы трассы и ее геоподосновы. Такой процесс в рамках полевого трассирования называется рекогносцировкой. После проведения изучения местности, создания, если это необходимо, карт, создается камеральный проект линейного сооружения, созданный в лаборатории. После чего камеральный проект переносится в натуру. Что означает закрепление на местности всех точек будущей трассы, и ее сооружения, которые существуют в проекте.

Для переноса в натуру камеральных проектов линейных сооружений начальным действием является работа с углами поворота трассы: определение и закрепление их на местности. Для этого используются такие параметры, как твердые контуры, данные плановых геодезических сетей, которые находятся рядом с углами поворотов трассы. С их помощью проходит первый этап работы над трассой – вынос в натуру углов ее поворот и использованием линейных засечек, полярных координат и других параметров.

Вслед за этим в промежутках между обозначенными углами поворотов происходит так называемое провешивание прямолинейных участков, на которые делится трасса для снижения затрат на ее строительство и дальнейшие расходы по автоперевозкам и движению по трассе. Для расчета прямолинейных участков определяются вехи через участки длиной от ста до 150-ти метров. При этом также продолжается внимательное исследование участков, по которым будет проходить дорога между поворотами, и назначаются оптимальные пути и уровни ее прокладывания – происходит трассирование прямых участков.

Особое внимание в данном случае следует обращать на то, чтобы назначенные углы поворотов были долговременно закреплены на полосе трассы. Это будет обеспечивать сохранение указанных на местности точек до того момента, когда будет начать непосредственный процесс строительства трасс. Такие отметки, как места примыкания трассы к другим, уже существующим автодорогам, места перехода трассы через препятствия и друге особые места – также должны долговременно и надежно закрепляться на местности во избежание ошибок или недостатка информации при строительстве.

С целью получения подробной информации обо всех этих специальных точках для всех них проектировщиками как правило создается абрис, в котором указывается положение точки относительно различных отметок и предметов, постоянно или долговременно существующих на местности. И последним, заключительным этапом полевого трассирования является такой процесс, как измерение расстояний, на которые друг от друга стоят вершины поворотных точек, и точное измерение получившихся в результате трассирования углов поворотов трассы.

Здесь можно отметить еще одну деталь. Что углами поворота трассы в данном случае являются градусы горизонтального углового отличия, существующего между новыми направлениями трассы, и старыми, которые также были обозначены в процессе трассирования, но еще не были уточнены.

В общем таким образом можно описать процессы трассирования – полевого или камерального, связанных между собой в различных аспектах. В случаях строительства различных трасс может проявляться множество простых или непростых нюансов, которые также учитываются подготовленными специалистами. Нашими специалистами строительной экспертизы в точном соответствии с техническими и иными регламентами осуществляется трассирование любых линейных сооружений в любых геологических и геодезических условиях.

Видео по теме:

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Задайте вопрос эксперту: