Экологический аудит
Согласно ст.1 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
На экологический аудит могут быть распространены в качестве методологической основы нормы Федерального закона от 07.08.2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», однако основной нормативной базой для установления процедур планирования, организации проведения и завершения экологического аудита является только ГОСТ Р ИСО 19011-2003, введенный в действие постановление Госстандарта России от 29.12.2003 №432-СТ и представляющий собой идентичный текст международного стандарта ISO 19011:2002 на русском языке.
Задачи
Экологический аудит может осуществляться в различных целях: для выявления потенциальных экологических проблем и оценки риска, связанного с обязательствами владельца предприятия, при обосновании инвестиций в производство с учетом экологических аспектов, для определения направлений повышения эффективности управления природоохранной деятельностью, при изменении собственника предприятия и.т.п.
Проведение
Для обеспечения результативности управления программой аудита в стандартах ISO 19011:2001 и ГОСТ Р ИСО 19011-2003 предложена типовая схема планирования и проведения аудита, включающая шесть основных блоков.
Первый блок связан с осуществлением организационных мер по инициированию аудита, включая назначение руководителя и формирование аудиторской группы с обеспечением компетентности и независимости исходя из целей, области и критериев аудита, определения возможности его проведения с точки зрения достаточности необходимой информации для планирования аудита, адекватного сотрудничества с проверяемой организацией, наличия времени и необходимых ресурсов, а также возможности решения широкого круга вопрсов взаимодействия с проверяемой организацией при проведении ауйдита, что именуется в стандартах «установление первоначального контакта с проверяемой организацией». К этим вопросам относятся:
- определение каналов обмена информацией с представителями проверяемой организации;
- подтверждение полномочий для проведения аудита;
- предоставление информации по предлагаемому графику аудита и составу аудиторской группы;
- получение разрешения на доступ к соответствующим документам;
- определение подготовительных мероприятий к аудиту и согласование присутствия наблюдателей и сопровождающих для аудиторской группы.
Второй блок типовой схемы проведения аудита связан с анализом документации.
В третьем блоке типовой схемы, связанной с подготовкой к аудиту на месте, важнейшее значение для его успешного проведения имеет составление плана, который определяет возможности по скоординированному достижению целей аудита. В соответствии со стандартами ISO 19011:2002 и ГОСТ Р ИСО 19011-2002 в плане аудита должны быть отражены:
- цели и критерии аудита:
- область аудита, включая идентификацию организационных и функциональных подразделений и процессов, которые будут проверяться;
- даты и места проведения аудита, ожидаемая продолжительность, включая совещания с руководством проверяемой организации и совещании групп;
- роли и обязанности членов аудиторской группы и сопровождающих лиц;
- распределение соответствующих ресурсов по «критическим местам» проведения аудита.
Важнейшим в типовой схеме аудита является четвертый блок, связанный с проведением аудита на месте, т.к. в проверяемой организации. Именно в этом блоке реализуется процесс собственно аудита, т.е. получение свидетельств аудита, сопоставления их с критериями аудита, формирования выводов (наблюдений) и заключения по результатам, что рассматривалось ранее.
Пятый блок типовой схемы аудита связан с подготовкой, утверждением и рассылкой отчета (акта). Отчет является выходным документом, и от его соответствия целям аудита, содержательности, качества, корректности и т.п. зависит, насколько результаты аудита будут полезны заказчику, какое оин найдут практическое применение.
Отчет
В соответствии со стандартами ISO 19011:2002 и ГОСТ Р ИСО 19011-2003 отчет (акт) по аудиту должен быть представлен в виде полных, точных, сжатых и понятных записей и содержать:
- указание цели аудита;
- указание области аудита, в частности проверенных организационных и функциональных подразделений или процессов, и охватываемого периода:
- сведения по идентификации заказчика;
- сведения по идентификации руководителя и членов аудиторской группы;
- указание даты и места проведения аудита;
- информацию о критериях аудита;
- выводы;
- заключение по результатам аудита.
Аудит считается завершенным, если все процедуры, предусмотренные планом аудита, выполнены и утвержденный отчет (акт) разослан.
Самостоятельным разделом стандартов ISO 19011:2002 и ГОСТ Р ИСО 19011-2003 являются рекомендации по компетентности и оценке аудиторов.
На сегодняшний день, экологический аудит проводит большинство крупных компаний инструмент оценки состояния окружающей среды для определения приоритетов мер по снижению рисков для окружающей среды или в целях предоставления информации третьим лицам. Экоаудит также проводится для компаний, внедряющих систему экологического менеджмента (EMS).
Экоаудиторы должны пройти специальную подготовку в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO 14000; иметь опыт проведения как внешнего, так и внутреннего экологического аудита.