К вопросу о содержании некоторых дисциплин государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Судебная экспертиза»

К вопросу о содержании некоторых дисциплин государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Судебная экспертиза»
Принятие Государственного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030502 Судебная экспертиза является, безусловно, важной вехой в развитии судебно-экспертного высшего образования. Стандарт действует уже в течение значительного промежутка времени, что позволяет отметить его сильные и слабые стороны, выявленные в процессе преподавания. В данной статье мы остановимся на рассмотрении дисциплин федерального компонента, поскольку это важно для подготовки судебных экспертов любой специализации.
Начнем по порядку — с цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Не ясно, по какой причине в этом блоке появился предмет «Психология и педагогика». Спору нет, психологическая подготовка судебных экспертов имеет очень большое значение, но к чему изучение педагогики? Зачем судебному эксперту изучать процесс преподавания? С другой стороны, заметим, что содержание блока, посвященного психологии, не отражает специфики судебно-экспертной деятельности, психологических особенностей работы эксперта при производстве комплексных и комиссионных судебных экспертиз. Более того, не рассматриваются и более общие вопросы, связанные с юридической психологией, психологическими особенностями судопроизводства. Конечно, этот пробел можно заполнить за счет введения дисциплины «Юридическая психология» в вузовский компонент, но при общем дефиците учебных часов это вряд ли целесообразно. Думается, что назрела необходимость изменить название и содержание дисциплины и именовать ее «Общая и юридическая психология», добавив к разделу «Психология» следующие положения (перечень является примерным и может быть уточнен):
- предмет, система и содержание юридической психологии;
- психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности;
- психология преступного поведения;
- психология личности преступника, психология преступной группы;
- общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста и судебного эксперта;
- общение в профессиональной деятельности юриста и судебного эксперта;
- предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ);
- психологические особенности судопроизводства.
Другой важной дисциплиной является курс «Концепции современного естествознания», относящийся к блоку «Общие математические и естественнонаучные дисциплины».
Вопросы возникают уже при сопоставлении названия курса и его содержания. Вспомним, что это название было заимствовано из Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 Юриспруденция. Но там было обозначено совершенно другое содержание, представляющее собой именно концепции. Не вдаваясь в обсуждение необходимости такого подхода при обучении юристов, хотя мы неоднократно ранее отмечали низкую эффективность и информативность данного курса[ref]Россинская Е.Р. Специальные познания и их роль в современном судопроизводстве // Правовые свободы и правовые ограничения: Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. М., 2001.[/ref][ref]Россинская Е.Р. Современные проблемы использования специальных знаний в уголовном и гражданском процессе // Судебная реформа в России: Проблемы обновления процессуального законодательства: Материалы научной конференции. М., 2001.[/ref][ref]Россинская Е.Р. Современные проблемы судебных экспертиз и подготовки экспертных кадров // Теория и практика судебной экспертизы и криминалистики: Материалы международной научно-практической конференции 19-20 июня 2002 года. Харьков, 2002.[/ref], заметим, что нынешнее содержание этой весьма значимой в подготовке экспертов дисциплины соответствует названию «Основы естественнонаучных знаний» или «Естествознание». Более того, эксперту недостаточно иметь представление о концепциях естествознания. В практической деятельности ему понадобятся именно конкретные естественнонаучные знания, опираясь на которые он сможет успешно овладеть методами и средствами судебно-экспертных исследований естественнонаучной природы.
Целевое значение вышеуказанного курса при подготовке судебных экспертов состоит в формировании у студентов целостного представления о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе; изучении возможностей современной науки при исследовании явлений природы и овладении основами научных знаний на уровне, необходимом для решения профессиональных экспертных задач.
Перейдем далее к рассмотрению содержания этой дисциплины. Практика преподавания ее в Московском государственном техническом университете (МГТУ) им. Н.Э. Баумана и в Институте судебных экспертиз Московской государственной юридической академии (ИСЭ МГЮА) показала, что ряд тем этой дисциплины составляют содержание другого курса — «Методы и средства судебно-экспертных исследований», относящегося к общепрофессиональным дисциплинам. Такими темами являются:
- основы метрологии. Классификация видов, методов и погрешностей измерений. Применение методов метрологии в судебной экспертизе;
- основы аналитической химии. Качественный и количественный анализ. Физические и физико-химические методы анализа в судебной экспертизе.
Думается, что поскольку в этих темах речь идет непосредственно о методах анализа, по названию и содержанию они должны изучаться в рамках вышеназванного курса «Методы и средства судебно-экспертных исследований».
В то же время, полагаем, что в рассматриваемой дисциплине недостаточно внимания уделено проблемам строения вещества. Полагаем, что наименование темы «Строение атома» не дает достаточно полного представления о его содержании. Здесь необходимо дать основные понятия квантовой механики и рассматривать «Периодический закон и периодическую систему химических элементов» именно на этой основе.
Теперь об общепрофессиональных дисциплинах и, в частности, об уже упомянутом курсе «Методы и средства судебно-экспертных исследований». В существующем виде этот курс имеет явный крен в сторону физико-химических методов экспертного исследования веществ и материалов. Конечно, эти общеэкспертные методы имеют большое значение, но предмет курса этим не исчерпывается. По нашему мнению, целевое значение курса «Методы и средства судебно-экспертных исследований» при подготовке судебных экспертов состоит в формировании у студентов целостного представления о методологии экспертных исследований, основных методах, используемых при производстве большинства родов и видов судебных экспертиз, допустимости использования этих методов в профессиональной деятельности судебного эксперта, средствах и приемах, используемых в экспертной практике.
Задачами курса являются:
- изучение методологических основ судебно-экспертной деятельности, основных методов исследования вещественных доказательств при производстве судебных экспертиз;
- изучение современных экспертных технологий, ознакомление с принципами функционирования приборов и оборудования, используемых в судебно-экспертной деятельности;
- приобретение практических навыков по использованию наиболее распространенных средств экспертного исследования объектов, планированию и постановке экспериментов.
Представляется, что содержание курса в стандарте, в отличие от других курсов, страдает излишней краткостью. В нем не отражены такие важные темы:
- методы науки и практической судебно-экспертной деятельности;
- критерии допустимости использования методов в судопроизводстве;
- тенденции развития методов экспертного исследования;
- классификация общеэкспертных и частноэкспертных методов;
- понятия качественных и количественных методов анализа (а не только качественного и количественного химического анализа);
- понятие неразрушающих методов экспертного исследования;
- законодательное регулирование и государственная система обеспечения единства измерений. Стандартизация и сертификация средств измерений и измерений.
Как мы уже отмечали, в этот раздел необходимо перенести все связанное с метрологией, стандартизацией и сертификацией измерений.
Явно недостаточное внимание уделено методам анализа изображений, наиболее востребованным во всех родах и видах судебных экспертиз. Эти методы почему-то отнесены к морфологическим.
Представляется, что в содержании дисциплины следует подчеркнуть визуальный анализ изображений (следов, документов, фото- и видеоматериалов и др.), использование микроскопии и цифровой фотографии при анализе изображений, остановиться на методах компьютерного анализа изображений с использованием универсальных и специализированных процессоров.
Практически не нашли отражения в содержании дисциплины методы исследования биологических объектов, включающие особенности подготовки препаратов для исследования, изготовлении срезов с помощью микротома или ультратома, методы эпидермального и анатомического исследования, электрофоретические методы, особенности использования физических, химических и физико-химических методов в исследовании биологических объектов, метод ДНК-анализа и его использование в судебной экспертизе, биосенсорные методы.
Как показывает практика преподавания дисциплины «Методы и средства судебно-экспертных исследований» студентам различных экспертных специализаций в МГТУ им. Н.Э. Баумана и ИСЭ МГЮА, такой подход себя полностью оправдывает и позволяет более глубоко и полно усваивать дисциплины специализации.
В заключение остановимся на некоторых юридических дисциплинах. Представляется, что объединение в одну дисциплину таких предметов, как гражданское право и гражданский процесс, вряд ли оправдано. Такое объединение принижает роль гражданского права и гражданского процесса в подготовке экспертов, демонстрирует устаревшее представление о доминанте уголовного процесса в судебно-экспертной деятельности. Заметим, что число судебных экспертиз по гражданским делам неуклонно возрастает и будет постоянно возрастать с развитием гражданского судопроизводства.
В перечне дисциплин вообще отсутствует арбитражный процесс, хотя новый Арбитражно-процессуальный кодекс внес существенные изменения в процедуру назначения экспертиз. Если ранее (по АПК РФ 1995 г.) судебные экспертизы в арбитражном процессе могли назначаться только по инициативе сторон, то в настоящее время арбитражный суд стал полноправным субъектом, назначающим экспертизы. Следует также учитывать, что дела об административных правонарушениях юридических лиц в соответствии с современным законодательством рассматриваются арбитражными судами, а штрафные санкции весьма велики. Поэтому назначение судебных экспертиз в арбитражном процессе становится рутинным явлением. Отсюда следует, что лицам, обучающимся по специальности «Судебная экспертиза», необходимо знать не только гражданский, но и арбитражный процесс.
[references/]
Автор: Е. Р. Россинская — директор института судебных экспертиз МГЮА, д-р юрид. наук, профессор.