Независимость судебных экспертов
Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — ФЗ) закрепляет один из важнейших принципов судебно-экспертной деятельности в нашей стране — независимость судебного эксперта. В ст. 7 ФЗ содержится ряд концептуальных положений данного принципа, в которых раскрывается его сущность:
«При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.
Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц».
Несмотря на закрепленные в законе требования и гарантии независимости эксперта, рядом авторов (Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Е.Р. Российская и др.) поднимались вопросы соотношения нормативного закрепления концепции независимости эксперта и ее фактической реализации в деятельности экспертов государственных судебно-экспертных учреждений[ref]См.: Аверьянова ТВ. Субъекты экспертной деятельности // Вестник криминалистики / Отв. ред. А.Г. Филиппов. М., 2001. Вып. 2. С. 29; Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня // Злободневные вопросы российской криминалистики. М., 2001. С. 205; Россинская Е.Р. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». М., 2002. С. 91.[/ref].
Принцип независимости судебного эксперта в российском уголовном судопроизводстве и, что крайне важно, возможность реализации его положений в уголовном процессе не менее актуальны для науки судебной экспертизы, уголовного процесса, криминалистики, практической деятельности в указанных областях, чем соответствующие принципы независимости других участников уголовного судопроизводства (судей, следователей, прокуроров и др.). Такая актуальность определяется прежде всего тем, что деятельность судебного эксперта в конечном итоге обращена к тем же целям, что и деятельность указанных участников уголовного судопроизводства, а именно — на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ). Принцип независимости эксперта и возможность реализации его положений напрямую связаны и с элементами доказывания: собиранием доказательств, их оценкой и проверкой. В случае дачи экспертом необъективных выводов заключение эксперта должно быть признано недопустимым и исключено из совокупности доказательств.
Появление принципа независимости эксперта В.Ф. Статкус не связывает с принятием ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», т.к. положения указанного принципа логически вытекают из предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством процессуальной самостоятельности эксперта, которая заключается в том, что эксперт обладает статусом, отличающим его от процессуального статуса других участников уголовного судопроизводства, дает заключение от своего имени и «лично отвечает за проведенное исследование и данное заключение»[ref]См.: Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». М., 2002. С. 27.[/ref].
Такой же точки зрения придерживается Е.Р. Российская, отмечающая: во-первых, что принцип независимости эксперта универсален, т.е. его положения распространяются на всех судебных экспертов, независимо от их принадлежности к экспертным системам, а во-вторых, что концепция независимости судебного эксперта характерна как для уголовного, так и для гражданского, арбитражного и административного судопроизводства в нашей стране, так как «… судебный эксперт … дает заключение от своего имени и несет за данное заключение личную ответственность (ст. 57 УПК РФ, ст. 76 ГПК РСФСР, ст. 45 АПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ)» [ref]Российская Е.Р. Указ. соч. С. 91.[/ref].
Реализация принципа независимости эксперта при организации и производстве судебной экспертизы в государственных судебных экспертных учреждениях нашей страны должна обеспечиваться защитой судебного эксперта от влияний:
- органа или лица, назначившего экспертизу, других участников процесса;
- руководителя учреждения или подразделения, в котором работает эксперт, а также вышестоящего руководства;
- иных государственных и негосударственных органов и должностных лиц;
- коллег по работе — других экспертов при производстве комиссионных, в том числе комплексных экспертиз.