О формах профессиональной подготовки экспертов-криминалистов
В статье 13 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» содержится требование пересмотра уровня квалификации эксперта каждые пять лет. Для реализации указанной нормы в системе экспертно-криминалистических подразделений Минюста России принято Положение «Об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации»[ref]Приказ Минюста России от 23 января 2002 г. № 20 «Об утверждении Положения об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации».[/ref], аналогичное Положение разрабатывается сейчас в МВД России. Казалось бы, в этих документах должен присутствовать единый механизм переаттестации, однако, на наш взгляд, это не так. Эксперты названных ведомств проходят разные формы обучения: в Минюсте России — чаще всего «ученическую», в МВД России — «академическую». Первые получают право проведения 1-2 видов экспертиз, вторые — 7 видов криминалистических экспертиз. Существующая практика подтверждения квалификации основана на рецензировании заключений экспертов. Для подтверждения своей квалификации эксперты системы МЮ направляют на рецензирование 5 заключений по каждому виду экспертиз, сколько же нужно направлять экспертам МВД России, чтобы подтвердить все свои 7 допусков? Да и является ли заочное рецензирование экспертных заключений надлежащей формой выяснения уровня квалификации эксперта?
Для того чтобы прояснить эти вопросы, попробуем сопоставить особенности двух форм подготовки экспертов-криминалистов.
Основные моменты ученической формы обучения:
- обучение производится на базе высшего образования, как правило, смежного области специализации;
- обучение происходит непосредственно на рабочем месте;
- наставником назначается, как правило, наиболее опытный в данной экспертной области специалист;
- наставник обучает эксперта на примерах решаемых совместно экспертных задач;
- эксперт учится решать практические задачи в целом: от получения материалов дела до передачи заключения заказчику;
- эксперт овладевает навыками работы с техническими средствами и методами исследования, имеющимися в экспертном подразделении;
- эксперт учится взаимодействовать с участниками уголовного (гражданского) процесса.
- профессиональным уровнем и педагогическими способностями наставника;
- уровнем требований экспертно-квалификационной комиссии (ЭКК);
- объемом и разнообразием решаемых в данном подразделении экспертных задач;
- уровнем требований, предъявляемых к результатам исследований инициаторами заданий в данном населенном пункте, регионе.
- обучение осуществляется на базе среднего образования в стенах учебного заведения;
- обучением занимаются преподаватели вуза в соответствии с разрабатываемым коллегиально стандартом;
- обучаемый приобретает знания, умения и навыки как сумму результатов освоения им дисциплин учебного плана;
- материальная база учебного процесса вуза строится в основном исходя из технических средств, применяемых на практике, и объемов финансирования;
- взаимодействию с участниками уголовного (гражданского) процесса эксперт учится теоретически и во время практики и стажировки в практических органах.