Экспертиза безопасности дорожного движения

Экспертиза безопасности дорожного движения – это комплекс исследований, которые выясняют, соответствует ли дорога и транспортное средство действующим требованиям по безопасности дорожного движения, с помощью которых государство пытается обезопасить себя от ДТП.

Экспертиза безопасности дорожного движения – одна из распространенных услуг, предоставляемых НП «Федерация Судебных Экспертов».

Известно, что дорожно-транспортные происшествия опасны для здоровья людей во всём мире. Ущерб от них превышает ущерб от всех других транспортных происшествий (кораблей, самолетов, поездов, и т. п.) вместе взятых. Проблема усугубляется тем, что пострадавшие в авариях — обычно, молодые и здоровые (до аварии) люди. Ежегодно в мире в результате дорожных аварий погибают 1,2 млн человек и около 50 млн травмируются. Около 27000 погибает на российских дорогах, если перевести эти цифры на количество автомобилей, то на 100 000 автомобилей около 70 человек ежегодно погибают в ДТП.

При изучении дорожной безопасности выявлены факторы, которые влияют на частоту и тяжесть ДТП. Далеко не каждое ДТП — «неизбежная случайность». Около 5 % летальных ДТП — самоубийства, некоторое (меньшее) количество ДТП — попытки убийства. Причин возникновения ДТП очень много, ответственность за них несут участники дорожного движения, а также госслужбы, обеспечивающие безопасность на дороге и следящие за правильной организацией дорожного движения.

Существует целый ряд активных мер, которые призваны предотвратить аварии, так же как и пассивные меры, преследующие уменьшение их последствий.

К активным мерам относят:

  • проектирование и расположение объектов дорожной сети;
  • совершенствование организации движения;
  • изучение влияния конструкции дороги на вероятность аварии;
  • правила дорожного движения;
  • обязательное прохождение государственного техосмотра;
  • контроль над соблюдением правил дорожного движения.

К пассивным мерам:

  • совершенствование технических средств автомобилей и средств индивидуальной защиты;
  • оборудование автомобиля наибóльшим количеством подушек безопасности, применение ремней безопасности, детских кресел, подголовников, повышение жесткости кузова, применение усиливающих элементов в передней, задней и боковых частях кузова;
  • применение приспособлений для защиты пешеходов.

Правила дорожного движения (ПДД) подробно описывают условия безопасного движения. Соблюдение их – основное условие предотвращения ДТП.

surveyor at a blue damaged car after an accident
После ДТП должна быть проведена независимая экспертиза безопасности дорожного движения. Это вид исследований, связанных с изучением участка автомобильной дороги, где произошло ДТП, его дорожных условий, элементов транспортного средства, взаимодействующих с дорогой. Проводится дано исследование, чтобы установить эксплуатационные качества авто­мобильной дороги и ее элементов, дорожных знаков и окружающей среды, технических характеристик транспортного средства.

Предмет экспертизы безопасности дорожного движения — фактические данные о строительных и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги и ее элементов, параметры взаимодействия с элементами транспортного средства, связанные с ДТП.

В результате экспертизы безопасности дорожного движения устанавливаются:

  • основные квалификационные характеристики дороги (ее сцепные качества);
  • соответствие ее фактических характеристик и технического состояния требованиям нормативно-технической документации;
  • установление причин и времени образования дефектов на дороге, которые угрожают безопасности движения;
  • определение влияния эксплуатационных качеств автомобильной дороги на механизм ДТП;
  • определение уровня и качества информационного обеспечения водителя о дорожных условиях;
  • выяснение причинной связи между отклонениями в характеристиках дороги и дорожными условиями от требований нормативно-технической документации.

Объектами экспертизы дорожной безопасности являются:

  • транспортное средство (его детали, узлы, системы, механизмы, фрагменты и т. п.);
  • дорога;
  • место, где случилось ДТП;
  • следы ДТП;
  • водитель и его действия;
  • материалы уголовного дела, которые не требуют оценки.

При назначении экспертизы следователю нужно провести ряд следственных действий по сбору, подготовке, сохранению и представлению материалов для исследования эксперту. Материальные объекты исследования (вещественные доказательства) нужно сохранить в том состоянии, в котором они были на момент ДТП. Что касается нематериальных объектов исследования, то есть сведений, получаемых следователем из протоколов допроса, проверки технического состояния ТС, осмотра места ДТП, схем и т.д., то эту катего­рию объектов называют исходными данными.

Они должны содержаться в постановлении о назначении экспертизы безопасности дорожного движения. В частности, нужно указать фабулу ДТП, дорожные условия ( тип покрытия, состояние проезжей части, ее размеры, прилегающие к ней элементы, наличие разметки, дорожных знаков, светофоров и пешеходных переходов, установленный порядок движения на данном участке проезжей части, дата и время суток ДТП);
месторасположение ДТП; дальность видимости проезжей части, водительский стаж водителей ТС, наличие искусственного или естественного освещения; скорость движения ТС, освещенность проезжей части, техническое состояние ТС до ДТП, его тип и модель и т. п. При ограниченной видимости (туман, дождь, снегопад, ночь и т.д.) нужно указать дальность видимости препятствия.

То есть эксперт должен ознакомиться со всеми входящими данными, имеющими отношение к ДТП. Чем больше их будет, тем лучше. По результатам исследования готовится экспертное заключение, которое рассматривается судом, как аргумент в суде.

НП «Федерация Судебных Экспертов» оказывает услуги проведения различных экспертиз, в том числе и экспертизы безопасности дорожного движения по арбитражным, гражданским, уголовным и административным делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями.

4.5/5 - (4 голоса)

Вам может также понравиться...

Бесплатная консультация экспертов

Нужна экспертиза обстоятельств ДТП
Елена - 5 месяцев назад

Нужна экспертиза обстоятельств ДТП. Экспертиза нужна для определения степени виновности лица, которое участником ДТП не…

Экспертное заключение поломки двигателя на хонда аккорд 8 2.4
Ирина - 5 месяцев назад

Нужно экспертное заключение на предмет определения причин поломки двигателя на хонда аккорд 8 2.4

Инженерная судебная экспертиза (трубы) для целей ликвидации трубы
андрей герасимов - 5 месяцев назад

Мы не хотим проблем с роснефтью горсетью. Как можно убрать трубу?

Экспертиза восстановительного ремонта автомобиля по итогам ДТП
Марина - 5 месяцев назад

Нужна экспертиза восстановительного ремонта автомобиля по итогам ДТП. Нужны точные цены и сроки проведения.  

Требуется экспертиза обстоятельств ДТП для дальнейшего рассмотрения в суде
Марина - 5 месяцев назад

Необходимо установить виновника в ДТП для дальнейшего рассмотрения в суде

Задать вопрос экспертам

1+11=