Обучение особенностям судебно-почвоведческой экспертизы
Анализ заключений почвоведческих экспертиз показывает, что они имеют существенное значение для раскрытия и расследования преступлений, позволяя устанавливать важные фактические обстоятельства, свидетельствующие о пребывании людей и животных или нахождении предметов на конкретном участке местности. Все приведенные выше объекты материальны, а живые еще и передвигаются по поверхности земли, наслаивая на себя специфическую почву конкретного участка местности.
В ряде случаев экспертиза способствует установлению территории происхождения почвенных следов, обнаруженных на месте происшествия.
Однако возможности почвоведческой экспертизы органами следствия в достаточной степени не используются, что обусловлено рядом причин, из которых можно выделить следующие:
- отсутствие в экспертно-криминалистических подразделениях экспертов с соответствующим базовым образованием;
- сложность и комплексность самой экспертизы;
- крайне слабая информированность сотрудников уголовного розыска и следователей о возможностях почвоведческой экспертизы, порядке ее назначения, правилах изъятия сравнительных и контрольных образцов;
- отсутствие в планах учебных заведений и подразделений МВД России, осуществляющих профессиональную подготовку и переподготовку экспертов и следователей, лекционных и семинарских занятий по вопросам криминалистического исследования почв.
Практика показывает, что следы наслоения почвы, как правило, вообще не принимаются во внимание и часто не изымаются с места происшествия.
Специфика исследований веществ почвенного происхождения обусловливает необходимость специальной подготовки судебных почвоведов из числа лиц, имеющих высшее естественнонаучное, геологическое и химическое образование. Поручение производства судебно-почвоведческих исследований специалистам, не имеющим специальной подготовки, противоречит требованиям ст. 13 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» — они не в состоянии обеспечить решение задач судебно-почвоведческой экспертизы в полном объеме.
Но основные навыки по обнаружению, фиксации, изъятию и упаковке данных объектов, а также возможности этой экспертизы должны быть разъяснены в учебных заведениях и других подразделениях МВД России, осуществляющих подготовку и переподготовку экспертов и следователей, на лекционных и семинарских занятиях по вопросам криминалистического исследования почв.
Учитывая различную природу компонентов веществ почвенного происхождения и связанный с этим комплексный характер судебно-почвоведческой экспертизы, специальное обучение целесообразно проводить одновременно для группы экспертов, способных в дальнейшем обеспечить геолого-минералогическое, почвенно-агрохимическое и ботаническое исследования данного рода объектов экспертизы; и отдельно — для традиционных экспертов-криминалистов, а также техников-криминалистов.
Усвоение необходимых данных должно осуществляться последовательно, по согласованным рабочим программам во время обучения по курсу КИМВИ или в рамках дисциплины «Концепции современного естествознания». Для самостоятельного обучения работающих экспертов должно выделяться необходимое время. Разумеется, что дисциплины, которые им преподавались в вузе, повторно не изучаются.
Изучение экспертами перечисленных выше дисциплин должно сочетаться с экспертной практикой, прохождением специальных стажировок в экспертных учреждениях, с выполнением экспертных исследований модельных объектов.
Естественно, что экспертную практику в начальный период работы эксперта нельзя рассматривать в качестве основного источника накопления опыта. Отсюда особое значение имеет предоставление эксперту возможностей проводить экспериментальные сравнения образцов почв известного происхождения. В ходе таких работ эксперт приобретет навыки применения методов исследования и оценки выявляемых с их помощью признаков.
До приобретения специалистами-криминалистами навыков по обнаружению, изъятию, фиксации и упаковке почвоведческих объектов необходимо эту работу проводить под постоянным контролем опытных специалистов.
Целесообразность указанной рекомендации объясняется тем, что почвоведческие объекты являются достаточно информативными и играют большую роль в расследовании многих преступлений.
Автор:
П.Г. Колесниченко — старший преподаватель кафедры криминалистической техники Волгоградской академии МВД России, кандидат философских наук.