Лингвистическая экспертиза экстремистских материалов

лингвистическая экспертиза экстремистских материалов

Методологические принципы проведения лингвистической экспертизы экстремистских материалов

Принципы проведения лингвистической экспертизы экстремистских материалов 🕵️‍♂️📚

Проблема экстремизма является одной из самых актуальных для современной России. В последние дни всё чаще появляются сообщения о разных экстремистских действиях, совершаемых по национальным мотивам. Лишь за 2004 год произошло несколько громких преступлений экстремистской направленности в Воронеже, Москве, Санкт-Петербурге и других городах. По данным ГИЦ МВД России, в 2004 году было зарегистрировано 130 преступлений экстремистской направленности. Из числа преступлений, дела и материалы о которых находились в производстве, раскрыто 103, нераскрытыми остались 24. (Щит и меч. 2005. 3-9 февр. № 5 (973).) И это лишь видимая часть айсберга. Отчетливо наблюдается рост нетерпимости и неприязни в российском обществе, подъем экстремистских настроений. Самой угрожающей тенденцией здесь является то, что география экстремизма продолжает расширяться, охватывая всё новые регионы.

Правовая база противодействия экстремизму в Российской Федерации сравнительно молода. Фундаментом борьбы с экстремизмом должен был, по мысли законодателя, стать Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года. В нем давалась дефиниция понятия «экстремизм» и определялись ряд направлений по борьбе с данным явлением. К сожалению, закон оказался отягощен грузом проблем и противоречий и потому продемонстрировал крайне низкую эффективность и результативность. (Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»: противоречия и проблемы // Вестник МВД. 2005. № 1.) (Винокуров А. Борьба с экстремизмом средствами прокурорского надзора // Законность. 2002. № 11.)

Гораздо большую результативность в деле противодействия экстремизму и, в частности, экстремизму религиозному имел Федеральный закон № 112 от 24 июля 2002 года, внесший необходимые изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Речь идет прежде всего об изменениях в Уголовном кодексе Российской Федерации.

В УК РФ и до того содержался ряд статей, посвященных противодействию экстремизму. Так, ст. 282 предусматривала уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе. Речь идет о таких действиях, которые вопреки установленному в ст. 29 Конституции РФ запрету могут вызвать длительное состояние острого взаимного неприязни между значительными группами людей, выразившееся в депортации, применении насилия, разрушении культовых зданий, воспрепятствовании проведению национальных или религиозных обрядов.

Учитывая значительную общественную опасность сговора на совершение преступления экстремистской направленности, Федеральным законом № 112 в УК РФ была введена новая статья 2821 «Организация экстремистского сообщества». В ней устанавливается уголовная ответственность за создание организованной группы для подготовки или совершения по мотивам политической, социальной, расовой, национальной или религиозной нетерпимости преступлений, предусмотренных ст. 148, 149, 213, 214, 243, 280, 282 УК РФ, а также за участие в экстремистском сообществе либо за публичные призывы к экстремистской деятельности.

Производство дел по данным статьям выявило необходимость проведения особой экспертизы экстремистских материалов. Само понятие «экстремистские материалы» вводится в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и тесно связано с приводимым в той же статье определением экстремистской деятельности. «Экстремистские материалы — предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы».

В соответствии с перечнем экспертных специальностей, приводимым в приложении 1 к Положению об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки (Приказ МВД России от 14.01.2005 № 21), экспертиза документов на наличие в них экстремистских идей будет относиться к лингвистической экспертизе. При этом специфика экстремистских материалов диктует необходимость уточнения принципов проведения лингвистических экспертиз подобного рода.

Следует различать четыре типа текстов, в которых могут быть представлены экстремистские идеи. Это художественный текст, научно-популярный, информационно-просветительский и пропагандистский. Именно поэтому при проведении экспертизы прежде всего следует определить стилевую принадлежность, а именно: являются ли представленные документы произведениями художественного, научно-исследовательского, пропагандистского или информационно-просветительского характера?

Художественные произведения 🎨📖

Произведения художественной литературы, являясь творческим осмыслением мира, порой выражают те или иные экстремистские идеи. Их всесторонний анализ невозможен без эксперта-искусствоведа, но предварительное заключение по такого рода документам можно сделать и в ходе лингвистической экспертизы. Для этого необходимо дать ответ на следующие вопросы:

  • Наличествуют ли в представленном художественном произведении идеи, возбуждающие расовую, национальную или религиозную рознь, а также социальную рознь, связанную с насилием или призывами к насилию?
  • Унижают ли эти идеи национальное достоинство?
  • Утверждают ли они исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности?
  • Сводится ли произведение к прямой пропаганде вышеуказанных идей или же они используются лишь как часть замысла произведения?
  • Употребляется ли нацистская атрибутика или символика либо атрибутика или символика, сходная с нацистской до степени смешения?
  • Используются ли в представленных документах труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии?
  • Являются ли вышеуказанные материалы неотъемлемой частью художественного замысла?

Сложность здесь заключается в том, что экстремистские идеи часто становятся неотъемлемой частью творческого замысла автора и не могут быть удалены без потери культурного значения данного произведения искусства. В этом случае чаще всего прибегают к запрету произведения. Речь идет не о цензуре, а о списках запрещенных произведений искусства, которые могут представлять угрозу для легитимности власти и морально-политического состояния граждан.

В отношении же автора можно воспользоваться нормой, введенной Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» в ст. 6. Речь идет о вынесении прокуратурой предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, при всем том, что это будет иметь лишь потенциальный профилактический эффект и вряд ли создаст серьезные трудности для автора.

Научно-исследовательские материалы 🔬📊

Научно-популярные тексты следует отличать от строго научных, в которых никогда не обнаруживаются экстремистские идеи. Строго научный текст излагает определенные факты и ограничивается констатацией достигнутых опытных результатов. Научно-популярное изложение может предлагать политическую интерпретацию совершенных открытий, когда факты ставятся на службу политическим ориентациям автора произведения. В этом случае они обосновывают противоправные претензии на власть экстремистских элементов. В текстах подобного рода читатель сталкивается уже не с наукой, но с политикой, способной легко исказить научные достижения для своей выгоды. Афористично это выразил еще Т. Гоббс: «Если бы истина о том, что сумма всех углов треугольника равна двум прямым углам, мешала чьему-либо праву на власть, — говорил он, — то это утверждение давно было бы объявлено ложным либо устранено путем сожжения всех учебников по геометрии».

Анализ подобного рода текстов можно провести, ответив на следующие вопросы: 💥

  1. Наличествуют ли в представленных материалах положения, популяризирующие деятельность экстремистских объединений?
  2. Имеют ли результаты научного поиска, представленные в документах, политическое значение? Делает ли автор идеологичные выводы, связанные с проблемой легитимности власти? 🤔
  3. Противоречат ли эти выводы основам конституционного строя Российской Федерации?
  4. Оправдывают ли они противоправное присвоение властных полномочий?
  5. Противоречат ли они принципу толерантности?
  6. Обосновывают ли расовую, национальную или религиозную рознь, а также социальную рознь, связанную с насилием или призывами к насилию? 🚫
  7. Утверждают ли они исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности?
  8. Излагаются ли в материалах основы создания и деятельности организованной группы лиц для совершения преступлений по мотивам политической, социальной, расовой, национальной или религиозной нетерпимости; создания незаконных вооруженных формирований; осуществления террористической деятельности; практики военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение этнической, социальной, расовой или религиозной группы? 💥
  9. Используются ли в документах труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии или фашистской партии Италии?

Пропагандистские и информационно-просветительские материалы 📜🚨

Информационно-просветительские и пропагандистские тексты являются собственно экстремистскими. Чаще всего они представляют собой единое целое, ведь информация о тех или иных экстремистских организациях редко обходится без призывов к противоправным действиям и пропаганды экстремистского насилия. Такие материалы включают программы и уставные документы экстремистских политических партий и организаций, различные листовки.

Эти документы в основном выполнены в публицистическом стиле. Они сохраняют критическую, субъективно окрашенную позицию. Это разъясняюще-призывающие тексты, построенные по схеме: постановка проблемы, раскрытие проблемы, обобщающий итог. Характерными чертами стиля являются деловитость, правдоподобие, объективность; используется специальная терминология из политической сферы, хотя и в такой степени, чтобы не затруднять восприятие. Применяются различные устойчивые выражения и клише. Строгость стиля органично сочетается с экспрессивностью пропагандистских призывов. 🔍

Отличительной чертой таких документов является наличие трех действующих лиц. Первым субъектом является сама экстремистская группа. Ее образ представляет собой совокупность положительных характеристик. Тщательный анализ вскрывает здесь нарциссизм, свойственный экстремистским элементам. Ее описание связано с насилием, обычно это образ защитника, спасителя, последних подлинных личностей. Перед группой ставятся мессианские задачи. Показательно, что для достижения высоких идеалов эта группа прежде всего претендует на применение насилия. Насилие объявляется самым оптимальным, а порой и единственным методом достижения целей.

Второе действующее лицо – враг. Любой экстремистский документ изображает некого противника, совершающего агрессию. Этот актор наделяется всеми отрицательными характеристиками, в противоположность собственной группе. Их конкретика варьируется в зависимости от того, какие идеи исповедует экстремистская группа и что кажется ей наиболее ужасным.

Третье субъект – народ, то политическое сообщество, ради которого экстремисты оправдывают свои насильственные методы. Рассмотрение этой категории субъекта демонстрирует лживость экстремистских идей. Народ (политическое сообщество) всегда изображается уничижительно: жалким, забитым, униженным и склонным пребывать в рабском состоянии бесконечно. Этот образ максимально непригляден и способен вызывать отвращение. Чем более унижен народ, тем более необходима ему сильная противоправная власть. Экстремистам не нужен сильный и свободный народ; им нужны рабы, которых нужно защищать. Здесь проявляется обман экстремистской идеологии. Эта власть фактически ненавидит, не любит и не признает тех, кого она «защищает». Они просто прикрываются именем народа. 😠

Трехсоставность субъекта экстремистских текстов демонстрирует политический характер их содержания. Речь идет не о том, что одна группа стремится осуществить насилие в отношении другой группы. Насилие, на которое претендуют экстремисты, носит политический и властный характер. Они стремятся осуществить насилие для защиты политического сообщества, для принятия этого сообщества под свое покровительство, утверждения своей власти.

В таких документах часто можно наблюдать множество символики и особую эзотерическую лексику – термины и знаки, понятные только посвященным. Символика экстремистских организаций связана с насилием и преломляет его в себе. Такие организации очень серьезно относятся к своей символике, которая воплощает мистическую сущность их идей. Символ служит прямой демонстрацией идеи, поэтому символика остается практически неизменной, и ее интерпретация может многое рассказать об организации. ✨


Если что-то из прочитанного остается неясным, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться за бесплатной консультацией. Мы будем рады помочь! 😊

Полезная информация?

Вам может также понравиться...