ООО «В………..» выкупило в собственность земельный участок с кадастровым номером…………..
Данный земельный участок находится в третьем поясе зоны санитарной охраны (ЗСО) источников хозяйственно-питьевого водоснабжения скважин №3, №4, №5, №6, эксплуатантом которых является наша компания ООО «У……………». Также непосредственно под данным земельным участком расположены сети водоснабжения (водоводы) нашей компании ООО «У…………». А в непосредственной близости к земельному участку (до 20 метров) находится станция водозабора нашей компании ООО «У…….».
ООО «В…………» начало строительство объекта капитального строительства, который занимает почти весь земельный участок. При этом никаких согласований с нашей компанией ООО «У………………» (собственник и эксплуатант сетей водоснабжения и водоотведения) не запрашивалось и не получалось.
Наша компания ООО «У………..» заинтересована в прекращении строительных работ ООО «В………» как минимум до исследования негативного воздействия на сети и согласования устранения этого негативного воздействия по согласованию с нами. В связи с этим в качестве первого шага нам нужен первичный анализ соблюдения законодательства РФ при проведении указанных строительных работ и получения разрешения на строительство ООО «В…….».
В ходе установления фактов несогласованного строительства нам удалось получить:
- Постановление администрации ……. «О выдаче ООО «В………» разрешения на строительство объекта капитального строительства «Складское здание» на земельном участке с кадастровым номером …………….. А также само Разрешение на строительство.
- Постановление администрации ……………. «О выдаче ООО «В………» разрешения на строительство объекта капитального строительства «Складское здание» на земельном участке с кадастровым номером ……………….». А также само Разрешение на строительство
Вопросы:
- Обладала ли администрация ……………… полномочиями для выдачи разрешения на строительство?
- Что могло явиться причиной выдачи двух аналогичных разрешений на строительство?
- Соответствует ли выданное разрешение на строительство нормам законодательства?
- В ответе ……………… на запрос об осуществлении строительства указано, что объект строительства находится в третьем поясе зоны санитарной охраны (ЗСО) источников хозяйственно-питьевого водоснабжения скважин №3, №4, №5, №6 ООО «У…….».
При этом в ТУ, подписанных между ООО «В…» и ООО «В…» 24.10.2024, уже предусмотрено подключение объекта строительства к сети водоотведения и водоснабжения.
Никаких запросов и согласований от собственника КНС и очистных сооружений (ООО У…), куда в случае указанного подключения будут уходить стоки, не запрашивалось и не получалось. Никаких запросов и согласований от собственника источников хозяйственно-питьевого водоснабжения скважин №3, №4, №5, №6 ООО «У…», в ЗСО которых строится объект, не запрашивалось и не получалось.
- Нигде в имеющихся документах нет информации, что стройка проводится на водоводах (сетях водоснабжения) ООО «У…» без согласования с ООО «У…». Правильно мы понимаем, что при отсутствии такого согласия от ООО У… разрешение на строительство не могло быть выдано?
- В непосредственной близости (около 20 метров) на соседнем земельном участке находится эксплуатируемый ООО У… водозабор. Этот водозабор обеспечивает водой как население поселка, так и всех промышленных абонентов. По какой-то причине, ЗСО водозабора не установлен, хотя в соответствии с нормами СанПина строительство возле водозабора (100 метров) запрещено. Как можно использовать данную ситуацию для усиления позиции ООО «У…» о незаконности стройки?
- Топографическую карту ООО «В…» с некими подписями от ООО У… (у нас есть заверения генерального директора, что он ничего не подписывал) выдают за согласованную документацию по строительству на участке. На ней маркером желтым отмечена будущая котельная, при этом сам склад, на который выдано разрешение, на этих картах никак не обозначен. Можно ли считать эту карту необходимой и достаточной для выдачи разрешения на строительство с точки зрения согласования с ООО У…?
В вашем случае, связанном с несогласованным строительством на земельном участке в зоне санитарной охраны водозабора и сетей водоснабжения, важно учитывать несколько юридических аспектов, связанных с разрешением на строительство и соблюдением норм законодательства РФ, регулирующего защиту водных ресурсов и санитарные требования.
1. Обладала ли администрация полномочиями выдавать разрешения на строительство?
- Согласно Градостроительному кодексу РФ, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления, имеющим соответствующие полномочия в рамках земельного и градостроительного законодательства. Чтобы выяснить, обладала ли администрация полномочиями для выдачи разрешения на строительство, важно:
- Проверить документы на право выдачи разрешения администрацией в соответствии с её компетенцией, нормами закона и локальными актами.
- Выяснить, имеются ли положения законодательства, запрещающие выдачу разрешений на строительство на территориях с санитарными ограничениями, таких как зона санитарной охраны водозаборов.
Если факты указывают на возможность нарушения этих требований, администрация могла действовать вне своих полномочий.
2. Причины выдачи двух аналогичных разрешений на строительство:
Возможные причины:
- Ошибки при обработке документов в муниципальных органах.
- Попытка повторного закрепления прав на один и тот же объект (например, в случае изменения проектных решений или на этапе реконструкции).
- Дублирование процедуры по какой-либо причине (например, если произошло перераспределение ответственности за проект).
В данном случае стоит запросить дополнительную информацию и проанализировать правильность оформления документов, чтобы выяснить истинные причины.
3. Соответствует ли выданное разрешение на строительство нормам законодательства?
Данный вопрос можно анализировать на основе ряда факторов:
- Находится ли участок в санитарной зоне охраны (ЗСО).
- Получено ли согласие собственника водоснабжения и водоотведения (ООО «У…»).
- Проект строительства должен был учитывать защиту водозабора и водоотведения (например, с учетом САНПИН и законодательства, регулирующего безопасность водных источников).
При отсутствии согласований на водоснабжение и подключение к сетям, а также если строительство представляет угрозу для водозабора, можно утверждать, что разрешение на строительство выдано с нарушением законодательства.
4. Влияние несогласованности с ООО «У…» и отсутствие ЗСО водозабора:
Согласно сложившейся практике, отсутствие согласования с собственником источников водоснабжения в зоне санитарной охраны влечёт за собой следующие последствия:
- Отсутствие согласия ООО «У…» на подключение к водоотведению является юридическим основанием для признания разрешения на строительство недействительным. Строительство без согласования нарушает права организации, ответственной за эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения, в том числе санитарные нормы.
- ЗСО водозабора (в том числе отсутствие его установки) также может послужить основанием для подачи жалобы или искового заявления в судебные органы. В соответствии с нормами СанПиН 2.1.2.2645-10 на водозаборной станции должно быть установлено санитарное расстояние, в том числе для строительных объектов.
5. Возможность усилить позицию компании ООО «У…» в отношении незаконности строительства:
- Отсутствие ЗСО на водозаборе может служить веским аргументом. Законодательство предусматривает защиту источников водоснабжения, и строительство в непосредственной близости от водозабора без установки ЗСО нарушает санитарные и экологические нормы. Чтобы усилить свою позицию, вы можете:
- Попросить соответствующую инстанцию провести проверку на предмет нарушения санитарных требований.
- Указать на отсутствие установленных санитарных норм, что может быть использовано для признания строительства незаконным.
6. Можно ли считать топографическую карту достаточной для согласования с ООО «У…»?
- Карта с маркировкой, но без точного указания местоположения склада не является достаточным основанием для подтверждения согласования с вами. В данном случае для получения разрешения на строительство необходимо четкое согласование всех аспектов строительства, в том числе того, как оно будет согласовываться с системами водоснабжения и водоотведения.
- Несогласованная карта не может служить основанием для принятия решений о строительстве в защитных зонах, так как это важный аспект для сохранения здоровья и экологической безопасности.
Заключение:
Для устранения проблем, связанных с незаконным строительством, и усиления позиции ООО «У…» по вопросу незаконности строительства важно:
- Подать запросы и инициировать рассмотрение административной или судебной процедуры для аннулирования разрешений.
- Использовать все нарушения санитарных норм для демонстрации незаконности строительных работ в непосредственной близости от водозабора, сетей водоснабжения и водоотведения.
- Рассмотреть возможность подачи жалобы в контролирующие органы (Роспотребнадзор, экологическую инспекцию и другие) и в суд для прекращения строительства.
Рекомендуется проконсультироваться с нашими экспертами, специализирующимися на экологическом праве и градостроительном законодательстве, для подготовки искового заявления или жалобы в соответствующие инстанции.