Анализ качества моторного топлива

Моторным топливом называется горючее, применяемое в различных двигателях внутреннего сгорания. Оно является главным продуктом нефтепереработки (более двух третей), производится в основном через использование присадок к базовому горючему.
Моторные топлива бывают карбюраторными, дизельными и реактивными. К карбюраторным топливам прежде всего относятся бензины. Состав их зависит от процесса испарения на трех фазах работы мотора.
Главные характеристики качества бензина
Устойчивость к детонации. Реакция бензиновых паров и воздуха формирует детонирующие смеси — самовоспламеняется остаток топлива и образуется детонационная волна, влияющая на двигатель. Этот процесс увеличивает потребление бензина и в перспективе грозит двигателю серьезными повреждениями. Детонационная стойкость определяется октановым числом — чем оно выше, тем более сильное сжатие может выдержать топливо без досрочной детонации.
Фракционный состав. Он оценивается температурами перегонки:
- 10% бензина — определяет свойства пуска горючего
- 50% бензина — характеризует длительность прогрева двигателя, скорость смены режимов его работы
- 90% бензина (вплоть до конца кипения) — показывает полноту его сгорания
Химическая стабильность. При складировании, перемещении и использовании бензина химический состав может изменяться. Важными параметрами для показателя является индукционный период и количество смол.
Доля серы. Содержание соединений серы для топлива вредно. Наличие активных соединений приводит к коррозии топливной системы. Окислы серы, формирующиеся после выгорания неактивных соединений, запускают процесс коррозии двигателя и уменьшают его мощность.
Дизельное топливо (ДТ) используется как легковыми машинами, так и тяжелой автотехникой, особый его подвид (СМТ) производится для кораблей. Принцип работы дизельного топлива — самовоспламенение, оно зависит от давления и температуры.
Главные характеристики качества ДТ
Период задержки самовоспламенения. Время, в которое ДТ последовательно распыляется, частично испаряется и самовоспламеняется. Этот показатель отличается от топлива к топливу. Температура самовоспламенения должна быть ниже температуры сжатого воздуха. Лучшие ДТ по этой характеристике имеют в составе много алканов.
Фракционный состав. От него зависит полнота сгорания, образование нагара, распыливание. Другие существенные факторы, определяющие состав — конструкция двигателя и условия его использования.
Вязкость. Устанавливает то, как ДТ подается к цилиндрам и характеризует распыливание.
Температура помутнения. При ее достижении в горючем образуется парафин, фильтр забивается, теряется мощность.
Температура застывания. При ее достижении фильтры уже не пропускают горючее. Определена для летних топлив не выше -10 градусов и не выше -35 для зимних.
Коэффициент фильтруемости. Определяется особым устройством.
Доля серы. Как и в случае с бензином, сернистые соединения запускают процесс коррозии.
Для точной оценки качества моторного топлива необходимо проведение химической экспертизы. Специалист выполнит пакетное исследование по 8 показателям для бензинов и по 11 — для ДТ. При необходимости может быть проведен анализ по определенным характеристикам горючего.