Экспертиза живописи, как один из видов художественных экспертиз
Сегодня, мастерство людей, которые подделывают настоящие шедевры художественного искусства, выросло настолько, что только экспертиза живописи становится очень востребованным методом определения реальных объектов. Для качественного проведения данной экспертизы рекомендуется обращаться к экспертам своего дела, однако существуют случаи, когда качество подделок находится на высочайшем уровне и эксперт вполне может допускать ошибку.
Экспертиза живописи позволяет отличить копии, которые создаются не сколько для замещения настоящих произведений, а сколько для обогащения. Умело выполненная подделка позволяет положить в свой карман не то что несколько тысяч, но и несколько миллионов долларов. Благодаря таким ситуациям, развитие экспертных методов живописи развивается также, как и методы обмана такой экспертизы. Вот почему профессионалы своего дела (как в экспертизе, так и в подделках) не особо афишируют свое мастерство, да и делятся своими методами очень нехотя. Однако стандартные методы проведения экспертизы живописи уже известны.
https://www.youtube.com/watch?v=SUuDE8E-VwA&w=100&h=420
Экспертиза живописи подразумевает последовательное проведение сначала технологической стадии, а потом искусствоведческой. На первом этапе устанавливается временной период создания картины, осуществляется поиск созидательных приемов творческого и технического плана, которые могут быть присущи только определенному художнику. Первая стадия проще, поскольку художник 18 века физически не мог использовать краску 20 века, да и по основе картины (дерево, холст, камень) можно определить принадлежность определенному времени. Например, качество полотна, напрямую зависит от того, когда оно было сделано.
Работа по созданию картины достаточно объемная и сложная. Для начала холст должен покрываться грунтом, который создаст ровную поверхность на ткани. Количество слоев грунта и качество гладкой поверхности зависит также от моды, которая была актуальна в определенное время. Иногда грунт покрывался дополнительно слоем «имприматура». Такой слой является своеобразной преградой, для краски, не позволяя ей впитываться.
В большинстве случаев имприматура – это масляная краска, которая наносилась очень тонким слоем. Оптическая основа картины и ее первый слой – белильный подмалевок, который не видно с первого раза, однако конечные видимые цвета составляются при постепенном наложении нескольких слоев прозрачной краски именно на него. Ну и завершающий слой картины – лаковое покрытие.
Исходя из указанных особенностей, можно понять, что каждый слой живописи требует использования определенной техники, а также имеет собственное временное обозначение. По датам создания каждого из слоев картины определяется подлинность картины, однако это влечет за собой и определенные сложности. Например, картина вполне может быть написана во время работы великого художника, однако будет принадлежать перу совсем другого человека. Довольно часто встречались ситуации, когда картина была создана учениками художника, а учитель только ставил на ней свою подпись.
Бывали ситуации, когда находилась картина неизвестного художника, а методами современных «мастеров» ставилась поддельная подпись известного художника. Вот именно поэтому, работа искусствоведа заключается в определении не только сходства других картин известного художника с изучаемым объектом, но и с деталями биографии мастера. Тем не менее, любое художественное произведение, даже не имеющее явного сходства, может оказаться экспериментальным творением художника или же особой шуткой.
При том, что абсолютно правдивых методов определения подлинника не существует, настоящему эксперту достаточно даже невооруженного взгляда на картину, чтобы многое рассказать об этом объекте. Более детальное изучение объекта экспертизы живописи проводится с помощью микроскопов, которые позволяют увеличивать изображение от двадцати до пятидесяти раз.
Бинокулярные микроскопы обладают большими возможностями, поэтому с его помощью возможно изучить поверхность картины очень глубоко. Такими методами определяется качество и толщина слоя лака, определить любые дефекты структуры картины, а также наличие вмешательств реставраторов. Микроскоп позволяет проследить всю жизнь творения, подвергалось оно или нет обработке различными методами.
Микроскоп позволяет детально изучить подпись художника, поскольку в большинстве случаев, роспись художника создавалась на полусыром лаковом покрытии, поэтому она (подпись) получалась слегка утопленной, по отношению к остальной поверхности. Именно это и определяется с помощью микроскопа: где именно расположена подпись, поверху лака или под ним. При расположении краски в трещинках лака или же краска расположена поверху них, определяется явная подделка.
Поляризационные микроскопы позволяют получить увеличенное изображение в шестьсот раз, что требуется для изучения пигмента на картине. Классическая живопись использовала минералы, которые были растерты в порошкообразное состояние. Вид и сочетание пигментов на картине предоставляют достоверную информацию о дате изготовления и, даже, определить индивидуальный подход каждого художника, к созданию краски для своих картин.
Тем не менее, самым главным методом проверки в экспертизе живописи является анализ полотна в трех видах излучений: ультрафиолетовом, рентгеновском и инфракрасном. Эксперты НП «Федерация Судебных Экспертов» проводят все виды данной процедуры, предоставляя всегда правдивый и точный результат заказчику. С помощью ультрафиолетового излучения определяют точный возраст лака, а также места полотна, где проводилась реставрация. Однако, технологии тоже не стоят на месте, и сегодня можно свободно приобрести лак, который легко пройдет такой тест.
Рентгеновское излучение показывает тяжелые элементы, которые содержаться в белилах. Так, ранее, чаще всего использовался свинец, а уже в девятнадцатом веке использовался цинк, ну и в двадцатом – титан. С помощью данного исследования можно проследить состав подмалевка, который покажет индивидуальные особенности, которые присущи перу определенного мастера. Инфракрасные лучи показывают нижележащие изображение, созданное карандашом или черной краской, как основа для создания всей картины.
НП «Федерация Судебных Экспертов» проводит весь спектр художественных экспертиз, а наши сотрудники обладают достаточным уровнем профессионализма и мастерства, которые предоставят информацию в требуемом виде.
Бесплатная консультация экспертов
Искусствоведческая экспертиза на принадлежность к произведению искусства
Постановлением Центрального районного суда г. К.... от 04.10.2023. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1…
Здравствуйте! Вопросы по искусствоведческой экспертизе. Прочёл изложенное на сайте и обратил внимание на существенную разницу…
На аукционе в июле,вИспании я приобрела картину неизвестного художника.Позже ,когда картина стала моей собственностью я…
Нам срочно нужна судебная экспертиза для спора по дизайнам мобильных приложений. Краткое описание спора: …
Задать вопрос экспертам