Ответственность за нанесение вреда окружающей среде

5/5 - (2 голоса)

Автор: Сотнева Наталья Ивановна, эксперт-эколог

В сфере природопользования и охраны окружающей среды ответственность за правонарушения регламентирована действующим Федеральным законом от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: в соответствии со ст.75 предусматривается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

К основным формам экономической ответственности за нарушение установленных нормативно-правовых требований в этой области могут быть отнесены:

  • иски о возмещении ущерба, наносимого загрязнением почвы, как объекту охраны окружающей среды, в результате поступления в почву загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах;
  • Фото №1. Отбор загрязненной нефтепродуктами почвы, Московская область, Мытищинский район, 2016г.

  • иски о возмещении вреда, наносимого почве в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления;
  • иски о возмещении вреда, порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами;
  • иски о возмещении вреда водным объектам в результате загрязнения нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором;
  • иски о возмещении вреда, причиненного лесам, в т.ч. лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.

Определение

Согласно п.1 ст.78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, «Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды».

Исходя из вышеприведенного, определение размера вреда причиненного окружающей среде вследствие нарушения природоохранного законодательства, предусматривается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а именно в области:

Водное законодательство

Фото №2. Перекрытая дневная почвенная поверхность навалом добытой глиной, Республика Татарстан, вблизи с.Салмановка, 2016г.

«Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утв. Приказом Минприроды России от 13.04.2009 г. №87.

Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе связанных с аварийным поступлением вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, в результате которых произошло загрязнение водных объектов.

Земельное законодательство

«Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 г. №238.

Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лесное законодательство

Фото №3. Сброс сточных вод с водовыпуска на рельеф. Московская область, Серпуховский район, 2015г.

«Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, а также таксами для исчисления размера ущерба». утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. №273. (далее-Методика).

Методика определяет размер вреда, причиненного лесам, в т.ч. лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду. Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.

Таксы для исчисления размера ущерба, представленные в Приложениях №№1-4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. №273 зависят от ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, согласно ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. №310.

Фото №4. Загрязненное русло ручья Безымянного, Московская область, Серпуховский район. Иловые отложения серого цвета, 2015г.

Большинство экономических санкций за нарушение законодательства и иных нормативно-правовых актов применяется в порядке гражданско-правового преследования. Гражданско-правовое преследование, связанное с компенсацией негативных последствий воздействия деятельности организации (предприятий) и граждан на окружающую среду в целом и ее отдельные компоненты, определяется, с одной стороны, правовыми нормами, содержащимися в природоохранительном законодательстве, а с другой – нормами Гражданского кодекса РФ.

В общем виде к экономической ответственности могут быть отнесены и административные штрафы за нарушение законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды по установленным таксам (независимо от реальных последствий этих нарушений) как денежный вид административного наказания.

Фото №5. Крупные порубочные остатки клена, незаконная рубка. Территория национального парка «Лосиный остров», 2015г.

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (ст.78) компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда и, более того, иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Взыскание причиненного вреда объектам окружающей среды в денежном выражении – яркий пример работающего экономического механизма.

Расчет вреда

Фото №6. Сдиры коры клена, незаконные повреждения. Территория национального парка «Лосиный остров», 2015г.

Размер вреда, причиненного разным объектам окружающей среды, может достигать сотен миллионов рублей. Такие суммы актуальны при нецелевом использовании земель: например, на землях сельскохозяйственного назначения располагается карьер по добыче полезных ископаемых, объект капитального строительства со своей инфраструктурой и т.д.

Приведем пример расчета вреда, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, на землях сельскохозяйственного назначения, в результате перекрытия дневной почвенной поверхности асфальтобетонным покрытием — покрытие поверхности территории водо- и воздухонепроницаемыми материалами, которые препятствует необходимому почвенному газо- и влагообмену. Расчет проведен по Методике №238 (далее-Методика). Таким образом, вред почвы оценивается на площади с асфальтовым покрытием и насыпным строительным грунтом 4947 га по формуле п. 7 Методики:

формула расчета

где:

  • УЩпорч — размер вреда (руб.);
  • S — площадь участка, на котором обнаружена порча почв, равна 4947 кв.м;
  • Кr — показатель в зависимости от глубины загрязнения или порчи почв, равен 1;
  • Кисх — показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения, на которой расположен загрязненный участок, равен 1,6;
  • Тх — такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при порче почв, равна 600 руб./кв.м.

УЩ = 4947 х 1 х 1,6 х 600 = 4 749 120 (Четыре миллиона семьсот сорок девять тысяч сто двадцать) рублей.

Единственный способ уменьшения экологических правонарушений – работающий экономический механизм – взыскание ущерба в денежной форме.

Вам может также понравиться...