Искусствоведческая экспертиза

3.5/5 - (28 голосов)

Буквально три года назад по ходатайству ряда следственных органов и судебных органов города Москвы в НП «Федерация Судебных Экспертов» было принято решение о создании специального отдела искусствоведческих экспертиз. Показательным является тот факт, что НП «Федерация Судебных Экспертов» является первым экспертным учреждением страны, где был создан полноценный отдел по производству искусствоведческих экспертиз.

Для надлежащей организации отдела, нами были привлечены блестящие эксперты-культурологи и эксперты-историки, которые в своей совокупности воплотили прогрессивную по своей сути идею по созданию отдельной организации, как члена партнерства. НП «Федерация Судебных Экспертов» проводит искусствоведческие экспертизы не только по запросам столичных правоохранительных органов, но и для региональных УВД, УФСБ, а также прокуратур и таможенных органов.

Очевиден факт, что искусствоведческие экспертизы чаще всего проводятся в рамках уголовных дел, в т.ч. связанным хищениями произведений искусства и антиквариата, а также по таможенным делам о контрабанде, уголовным делам о мошенничестве, о нарушении авторских прав, попытке невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния, делах о незаконном обороте оружия, уничтожении или повреждении памятников истории и культуры, распространении фото или видео-порнографических материалов (порнографии) или предметов порнографического содержания.

По сравнению с чаще употребляемым в судебно-следственной практике термином «искусствоведческая экспертиза» другой термин — «историко-искусствоведческая экспертиза» методологически является более точным, поскольку помимо произведений искусства на данного рода экспертизу нередко поступают предметы, не являющиеся произведением искусства или представляющие определенную ценность, которые ценятся в силу своего солидного возраста и раритетности.

Задачи

Основные задачи искусствоведческой экспертизы — атрибуция исследуемого произведения, предмета или вещи (определение времени, места и других обстоятельств его создания), установление его подлинности, культурной и(или) исторической ценности, иногда — установление конкретного автора произведения.

Объекты

Объекты искусствоведческих экспертиз настолько разнообразны, что вряд ли можно составить из них сколько-нибудь полный перечень. Например к ним относятся предметы живописи (картины, рисунки, иконы, графика), скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства (фарфор, керамика, фаянс, майолика, терракота), старинное или древнее оружие, старая антикварная мебель, одежда прошлого века, почтовые марки, и почтовые открытки, фотографии, старые книги, рукописи, музыкальные произведения и т. д.

Используя криминалистическую терминологию, можно сказать, что объектами искусствоведческой экспертизы выступают предметы, изделия и тексты, имеющие историческую, культурную или художественную ценность. В криминалистическом смысле при назначении и проведении судебной искусствоведческой экспертизы и внесудебных исследований решаются идентификационные, диагностические и классификационные задачи.

Среди экспертов-искусствоведов принято различать атрибуцию и экспертизу. В первом случае речь идет об искусствоведческой экспертизе с целью изучении предмета и определения его индивидуальных и классификационных особенностей, на основании которых он занимает свое место в музейных или библиотечных коллекциях, получает свой художественный или исторический статус. Искусствоведческая экспертиза проводится в тех случаях, когда данные атрибуции или сведения о предмете вызывают сомнение и по тем или иным причинам должны быть надлежащим образом подтверждены экспертами-культурологами.

Специфика данного вида экспертной деятельности заключается в том, что профессиональных судебных экспертов-искусствоведов имеющих практический опыт проведения искусствоведческой экспертизы в рамках уголовных дел до недавнего времени практически не было. Это связано с тем, что эксперты-искусствоведы широкого профиля встречаются редко, один и тот же специалист вряд ли способен одновременно знать в деталях историю производства фарфора, особенности изготовления московских старопечатных книг и изменения в составе авторских грунтов живописных работ второй четверти XIX в.

В большинстве случаев назначение искусствоведческой экспертизы связывается с необходимостью подтверждения атрибуции художественных или антикварных предметов и оценкой их денежной стоимости, но не всегда. Вопросы, которые ставятся перед экспертами-искусствоведами (культурологами), довольно сильно различаются в зависимости от характера исследуемых объектов.

Вопросы

Так, эксперт-оружейник (эксперт по историческому оружиеведению) чаще всего отвечает на вопросы:

  • представляет ли данный предмет (оружие) историческую и культурную ценность?
  • относится ли данное оружие к боевому оружию?
  • каково состояние сохранности предмета (оружия) на момент проведения историко-искусствоведческой (культурологической) экспертизы?
  • какова ориентировочная цена данного предмета (оружия)?

Эксперту-искусствоведу по ювелирным изделиям чаще всего поступают предметы с клеймом мастера и вопросами о подлинности предмета и его ориентировочной стоимости. Приблизительно те же вопросы решает и эксперт по произведениям живописи: в большинстве случаев ему приходится проверять сведения, имеющиеся у владельца произведения, и давать оценку его денежной стоимости. С развитием рынка антиквариата потребность в историко-культурологических экспертизах возрастает из года в год.

tke2

Эксперт-искусствовед отдела рукописей осуществляет следующие виды работ при экспертизе рукописных книг и архивных материалов:

  • определяет авторство и подлинность документов;
  • датирует материалы (при экспертизе рукописных книг и ряда архивных материалов активно привлекается научная литература, посвященная бумажным знакам; изучаются филиграни и штемпели);
  • определяет место составления и бытования материалов;
  • описывает дефекты сохранности, физическое состояние переплетов и материалов;
  • изучает пометы, владельческие записи, экслибрисы и штампы, определяет статус и значимость упоминаемых лиц;
  • решает вопрос о степени уникальности материалов (наличие списков, в том числе в других архивохранилищах; изучение языковых особенностей);
  • определяет их научную значимость и дает денежную оценку.

В пособиях для следователей и судей приводятся следующие обобщенные вопросы, разрешаемые экспертами-искусствоведами:

  • представляет ли данное произведение, предмет или вещь художественную или историко-культурную ценность?
  • имеет ли данное произведение, предмет или вещь художественное назначение, или оно не принадлежит к предметам искусства?
  • каково время и место создания (производства или изготовления) данного произведения, предмета или вещи?
  • является ли данное произведение оригиналом или копией (репликой, стилизацией, позднейшей подделкой, муляжом, компиляцией), является оно уникальным или серийным?
  • к какому направлению искусства или ремесла (школе) относится данное произведение?
  • каково состояние сохранности произведения?
  • подвергалось ли данное произведение переделке (реставрации, редактуре), какой именно?
  • какова ориентировочная денежная стоимость произведения?
  • является ли автором представленного произведения конкретное лицо?

Некоторые художественные предметы и объекты поступают на исследование к экспертам-криминалистам, которым, необходимо определить свою вторичную роль при проведении искусствоведческих экспертиз.

Так же наша организация проводит, в рамках искусствоведческих экспертиз, экспертизу элементов имиджмейкерства. Современная мода выросла в целую индустрию, в которой необходимо поддерживать статус оригинальности и новизны с позиции эстетического искусства. Иногда возникают ситуации, при которых дизайнерские и модельные агентства в погоне за новыми трендами в моде присваивают себе чужие новшества и оригинальные идеи. В таком случае разбирательства доходят и до судебных тяжб.

Экспертиза элементов имиджмейкерства включает в себя:

  • оригинальность художественного образа, созданного при использовании новых тенденции макияжа (make up), прически и дизайна украшений;
  • плагиат тех или иных деталей образа модели или полное копирование образ.

С другой стороны, криминалистическая и методическая составляющие в заключениях судебных историко-искусствоведческих экспертиз, сделанных в учреждениях неэкспертного профиля, нередко выражены недостаточно. Бывают случаи, когда заключения экспертов-искусствоведов при решении вопросов об атрибуции или авторстве произведений лишь констатируют мнение эксперта, а не выступают результатом многоступенчатого исследования, описание которого позволило бы другому эксперту или специалисту убедиться в достоверности и обоснованности сделанных выводов.

Комплексная

Большинство судебных искусствоведческих экспертиз носят комплексный характер, что обусловлено интегративным характером стоящих перед экспертом задач. Во многих случаях эксперту-культурологу приходится исследовать материалы художественного изделия, подпись или клеймо автора, манеру (стиль) письма, признаки позднейшего воздействия (порчи, переделки, реставрации). Не каждый даже крупный музей и не каждая библиотека могут позволить себе приобрести дорогостоящее аналитическое оборудование для проведения физических и химических измерений, не говоря уже о дефиците хороших электронных микроскопов.

НП «Федерация Судебных Экспертов» проводит весь спектр историко-культурологических и искусствоведческих экспертиз без привлечения сторонних экспертов, в чем наше основное отличие от абсолютного большинства экспертных организаций страны, пытающихся проводить сложнейшие судебные искусствоведческие экспертизы. Наш профиль: искусствоведческая экспертиза картин, икон, книг, скульптур, ювелирных изделий, искусствоведческая экспертиза порнографии.

Виды

Историко-культурная экспертиза
Трудно переоценить сегодняшнее значение такого исследования, как историко-культурная экспертиза. Для многих музеев и частных коллекций бывает очень важно с максимальной точностью определить подлинность тех или иных культурно-исторических объектов, детали их происхождения и производства. Далее исследуется состояние объектов культуры, и назначается тот или иной прогноз в отношении того, как оно может развиваться в дальнейшем. На основании этих сведений принимаются решения о необходимости тех или иных реставрационных действий в отношении исследуемых объектов.

Культурологическая экспертиза
Сегодня в обязанности культурологической экспертизы входит большое количество самых разнообразных исследований. Например, экспертиза архитектурных или градостроительных произведений – как объектов культуры. Но это только одна из многих, хотя и очень сложная, часть этого общего направления экспертных исследований. Вообще культурологическая экспертиза является одним из крупнейших классов экспертных работ, который объединяет в себе множество различных областей.


Все статьи по теме «Искусствоведческая экспертиза» >>

Вам может также понравиться...

Бесплатная консультация экспертов

Искусствоведческая экспертиза на принадлежность к произведению искусства
Валентина - 3 месяца назад

Искусствоведческая экспертиза на принадлежность к произведению искусства

О возможности проведения культурологической экспертизы по делу дело №…
Димитрий - 4 месяца назад

Постановлением Центрального районного суда г. К.... от  04.10.2023. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1…

О стоимости искусствоведческой экспертизы
Владимир - 12 месяцев назад

Здравствуйте! Вопросы по искусствоведческой экспертизе. Прочёл изложенное на сайте и обратил внимание на существенную разницу…

Как заказать искусствоведческую экспертизу?
Aксана - 1 год назад

На аукционе в июле,вИспании я приобрела картину неизвестного художника.Позже ,когда картина стала моей собственностью я…

Экспертиза дизайна мобильных приложений
Роман - 1 год назад

Нам срочно нужна судебная экспертиза для спора по дизайнам мобильных приложений. Краткое описание спора:  …

Задать вопрос экспертам

7+5=