Рецензирование экспертиз
на предмет качества, достоверности
и методологической обоснованности

3.7/5 - (74 голоса)

Длительное время в открытых источниках муссируется вопрос о праве на существование такой сферы судебно-экспертной деятельности как рецензирование заключений судебного эксперта. Такое исследование является инструментом доказывания в рамках процессуального права.

В данном докладе мы постараемся изложить суть исследования и докажем право на жизнь такого явления как оспаривание ложных и недостоверных заключений судебных экспертов путем проведения рецензионных исследований.

Что же такое рецензирование и рецензия?

На бытовом уровне мы довольно часто встречаем повсеместное применение термина «рецензия» или «рецензирование» в ситуациях, в той или иной степени связанных с наукой и образованием.

Каждый из Вас учился в ВУЗе и должен помнить, что иногда преподаватель подвергает работу своего студента проверке на качество, или иными словами рецензирует ее, а затем допускает студента до сдачи выпускного устного экзамена. Так было и так будет всегда в системе образования.

Столь распространенная форма внешнего контроля качества распространена буквально во всех областях науки, в конце концов, перекочевала в систему экспертизы. Процесс рецензирования проводится вне зависимости от наличия у судебного эксперта базового судебно-экспертного (экспертно-криминалистического) образования.

Рецензирование заключений буквально сопровождает всю карьеру судебного эксперта на всех его стадиях, начиная с момента вхождения молодого специалиста в профессию, далее повторяется каждые пять лет. Конечно, основным поводом поступления проведения рецензии на экспертизу является поступление жалоб со стороны суда или какой-либо стороны по делу в адрес эксперта.

Согласно приказу МВД России от 09.01.2013 N 2 "Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России", где функции по рецензированию заключений экспертов прямо и однозначно закреплены за руководителем профильного экспертного подразделения:

III. Функции и полномочия экспертно-квалификационных комиссий

16. На ЭКК возлагаются следующие функции:

16.1. Проведение аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз.

16.2. Пересмотр уровня профессиональной подготовки экспертов.

16.3. Направление материалов в ЦЭКК МВД России для решения вопроса о лишении экспертов права самостоятельного производства судебных экспертиз.

16.4. Организация рецензирования заключений экспертов в ЭКП.

V. Лишение права самостоятельного производства судебных экспертиз

42. Решение о лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности принимается в случае нарушений требований законодательных, иных нормативных правовых актов, определяющих порядок производства судебных экспертиз, и экспертных методик.

43. Рассмотрение вопроса о лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности осуществляется ЦЭКК МВД России по ходатайству ЭКК.

44. Для решения вопроса о лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности в адрес ЦЭКК МВД России направляются представление, свидетельство на право самостоятельного производства судебных экспертиз, а также материалы, послужившие основанием для ходатайства.

При решении вопроса о лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности ЦЭКК МВД России вправе запрашивать на контрольное рецензирование экспертизы, выполненные им по другим экспертным специальностям, по которым ему предоставлено право самостоятельного производства экспертиз.

45. Сроки рассмотрения материалов о лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности определяются пунктом 31 настоящего Положения.

46. Решение ЦЭКК МВД России о лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности принимается на очередном ее заседании в его присутствии.

Секретарь ЦЭКК МВД России обязан не позднее чем за один месяц письменно уведомить эксперта о дате и месте проведения заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о лишении его права самостоятельного производства судебных экспертиз. В случае отказа эксперта от участия в заседании ЦЭКК МВД России или его отсутствия без уважительных причин решение принимается без его участия.

47. На период рассмотрения ЦЭКК МВД России вопроса о лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз он отстраняется от производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности.

48. При лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности решение ЦЭКК МВД России направляется руководству соответствующего территориального органа МВД России для занесения в личное дело эксперта. В свидетельстве поверх записи о ранее предоставленном праве самостоятельного производства конкретного вида судебной экспертизы ставится штамп "Аннулировано", заверяется подписями председателя и секретаря ЦЭКК МВД России и гербовой печатью ЭКЦ МВД России.

VI. Обжалование решений экспертно-квалификационных комиссий

49. Решение ЭКК (ЭКК вуза) может быть обжаловано экспертом (выпускником) в ЦЭКК МВД России в течение одного месяца. Председатель ЦЭКК МВД России при рассмотрении жалобы запрашивает в ЭКК (ЭКК вуза) все необходимые материалы, а из ЭКП — не менее пяти заключений эксперта по уголовным делам, выполненных по различным видам исследуемых объектов конкретной экспертной специальности, с необходимыми приложениями и организует их рецензирование.

49.1. Жалоба рассматривается на заседании ЦЭКК МВД России в следующем составе: председатель ЦЭКК МВД России, его заместитель, секретарь ЦЭКК МВД России, не менее половины членов комиссии.

49.2. На заседание приглашается эксперт, подавший жалобу. В случае отказа последнего прибыть на заседание комиссии без уважительной причины вопрос может быть рассмотрен в его отсутствие.

49.3. При наличии всех необходимых материалов жалоба должна быть рассмотрена в течение одного месяца.

49.4. Решение ЦЭКК МВД России вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу.

50. Решение ЦЭКК МВД России о непредоставлении (неподтверждении) или лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз может быть обжаловано в установленном законом порядке.

VII. Контроль и учет производства экспертиз

63. Контроль за производством экспертиз осуществляется руководителем. Руководитель обязан:

  • создавать необходимые условия для проведения экспертиз, сохранности представленных объектов, соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм;
  • контролировать сроки и качество выполнения экспертиз, не нарушая принцип независимости эксперта;
  • при необходимости организовывать консультации экспертов со специалистами экспертных и научно-исследовательских учреждений МВД России, а также других федеральных органов исполнительной власти;
  • организовывать выборочное письменное рецензирование заключений экспертов;
  • в месячный срок информировать ЭКЦ МВД России о фактах вынесения уполномоченными органами (должностными лицами) представлений или частных определений в связи с производством экспертиз в подчиненном экспертном подразделении, результатах их рассмотрения и принятых мерах.

64. При выявлении нарушений экспертом требований законодательства по производству экспертиз, установленных методик их производства, а также наличии иных оснований, вызывающих сомнения в обоснованности выводов конкретной экспертизы, руководитель может письменно проинформировать в установленном порядке об этом орган или лицо, назначившее экспертизу, через его руководителя.

II. Функции и полномочия ЦЭКК МВД России


6. Проведение аттестации и пересмотра уровня профессиональной подготовки экспертов.

7. Проведение аттестации и пересмотра уровня профессиональной подготовки начальников ЭКЦ, их заместителей, а также преподавателей — членов ЭКК вузов.

8. Определение базовых ЭКК по конкретным экспертным специальностям для проведения аттестации и пересмотра уровня профессиональной подготовки экспертов ЭКЦ.

9. Принятие решений по результатам рассмотрения ходатайств руководства территориальных органов МВД России о возможности делегирования ЭКК полномочий по аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретным экспертным специальностям.

10. Согласование состава ЭКК вузов, а также перечня экспертных специальностей, по которым данная комиссия проводит аттестацию выпускников на право самостоятельного производства судебных экспертиз.

11. Организация рецензирования заключений экспертов в ЭКП.

Очевидно, что система рецензирования продолжает существовать в данном ведомстве вне зависимости от того, что ни в одном из действующих процессуальных кодексов такой формат оспаривания (пересмотра) результатов заключений судебных экспертов прямо не предусмотрен.

Давайте перейдем к нормативно-правовой базе другого, не менее известного документа , а именно к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2010 г. № 346Н «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации», где в разделе XI прямо и четко отражена возможность проведения рецензионных работ по любым заключениям врачей судебно-медицинских экспертов, работающих в системе Минздравсоцразвития:

XI. Порядок организации контроля и учета производства экспертиз

111. Контроль производства экспертиз осуществляет руководитель ГСЭУ, который обязан:

  • создавать необходимые условия для производства экспертиз, сохранности представленных объектов и материалов дела, соблюдения правил противопожарной и техники безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм;
  • контролировать сроки и качество выполнения экспертиз, не нарушая принцип независимости эксперта;
  • организовывать взаимодействие сотрудников ГСЭУ со специалистами экспертных, образовательных, медицинских и научных организаций;
  • организовывать выборочное письменное рецензирование заключений экспертов.

А теперь давайте уделим некоторое внимание системе рецензирования, сложившейся в системе Министерства Юстиции, где механизм рецензирования, также как и во всех прочих государственных ведомствах существует в трех формах.

Давайте остановимся на основаниях для рецензирования:


12. В представлении на работника, направляемого на аттестацию на право самостоятельного производства судебных экспертиз, подписанном руководителем соответствующего СЭУ (структурного подразделения) с проставлением даты, должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, специальность по образованию, стаж работы в экспертном учреждении, занимаемая должность, полученная экспертная подготовка аттестуемого работника, а также дана оценка его деятельности как специалиста в соответствующей области судебной экспертизы. К представлению прилагаются не менее пяти наблюдательных производств по экспертизам, выполненным сотрудником совместно с наставником. В случаях самостоятельной подготовки эксперта по виду экспертной специальности, дополнительно вводимой в перечень экспертных специальностей СЭУ, утвержденный соответствующим приказом Минюста России, а также при подготовке эксперта в случае отсутствия наставника в судебно-экспертном учреждении к представлению прилагаются не менее пяти учебных наблюдательных производств по выполненным контрольным заданиям в соответствии с программами подготовки, положительная рецензия и отчет о прохождении кратковременной стажировки.

13. Материалы, представленные для аттестации на право самостоятельного производства судебных экспертиз, рассматриваются комиссией в месячный срок.

14. Работник, в отношении которого рассматривается вопрос об аттестации на право самостоятельного производства судебных экспертиз, приглашается на заседание комиссии.

Вопрос о продлении права самостоятельного производства судебных экспертиз при наличии положительных рецензий на экспертные заключения (не менее пяти) в отдельных случаях может быть рассмотрен комиссией заочно.

Как мы понимаем первые две формы рецензионного контроля за результатами работы эксперта являются плановыми и «неконфликтными», и поэтому стоит концентрироваться на рецензировании на основе жалоб сторон по делу и по иным конфликтным обстоятельствам.

IV. Лишение государственных экспертов права самостоятельного производства судебных экспертиз


24. Вопрос о лишении работника СЭУ права самостоятельного производства судебных экспертиз рассматривается ЦЭКК по мотивированному представлению руководителя соответствующего СЭУ в случаях:

  • грубого или неоднократного нарушения работником норм процессуального законодательства, ведомственных нормативных актов, регулирующих экспертную деятельность;
  • низкой оценки квалификации работника экспертно-квалификационными комиссиями при очередном рассмотрении вопроса о продлении права самостоятельного производства судебных экспертиз.

К представлению руководителя СЭУ должны быть приложены не менее пяти наблюдательных производств и другие документы, подтверждающие наличие оснований для постановки вопроса о лишении работника права самостоятельного производства судебных экспертиз.

Заседание ЦЭКК проводится в соответствии с требованиями п. 10, 14, 15 настоящего Положения.

Протокол составляется в четырех экземплярах. Первый экземпляр вместе с наблюдательными производствами по экспертизам направляется по месту работы и приобщается к личному делу работника; второй — вместе с представлением хранится в ЦЭКК; третий — направляется в структурное подразделение Минюста России, курирующее государственные судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации; четвертый — в комиссию, ранее присвоившую данному работнику право самостоятельного производства судебных экспертиз.

25. Решение зональной экспертно-квалификационной комиссии может быть обжаловано работником в ЦЭКК в течение одного месяца.

ЦЭКК при рассмотрении жалобы истребует из зональной экспертно-квалификационной комиссии все необходимые материалы, а из судебно-экспертного учреждения — не менее пяти наблюдательных производств по экспертизам, выполненным данным работником, и организует их рецензирование.

Приказ Минюста России "Об утверждении Устава федерального бюджетного учреждения (название города) лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации", который растиражирован Минюстом ровно по числу экспертных лабораторий, которые раскинуты по всей территории России.

II. Предмет и цели деятельности Лаборатории

2.3. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач Лаборатория осуществляет следующие виды деятельности:

— рецензирует заключения экспертов судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, вносит в координирующий региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее — РЦСЭ Минюста России) проекты планов методического рецензирования экспертных заключений.

Как мы могли убедиться, три самых главных экспертных ведомства в один голос заявляют о наличии и успешном функционировании в данных ведомствах системы рецензирования (проверки качества, достоверности и научной обоснованности) судебно-экспертных заключений государственных ведомственных экспертов.

Приказ ФСКН от 28 декабря 2006 г. N 440 «Об утверждении положений об организации обучения экспертов экспертно-криминалистических подразделений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, об экспертно-квалификационной комиссии федеральной службы российской федерации по контролю за оборотом наркотиков, о порядке аттестации экспертов экспертно-криминалистических подразделений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на право самостоятельного производства судебных экспертиз и пересмотра уровня их профессиональной подготовки», где я сразу обнаружил целый ряд упоминаний о наличии в данном ведомстве механизма рецензирования заключений судебных экспертов:

II. Организация обучения экспертов по экспертным специальностям

3. Подготовка экспертов по экспертной специальности осуществляется по месту их службы и на курсах повышения квалификации для получения права самостоятельного производства судебных экспертиз.

Курсы повышения квалификации организуются в Экспертно-криминалистическом управлении Департамента специального и криминалистического обеспечения ФСКН России (далее — ЭКУ 9 Департамента ФСКН России), базовых экспертно-криминалистических подразделениях территориальных органов ФСКН России (далее — БЭКП), образовательных учреждениях ФСКН России и иных образовательных учреждениях.

В экспертно-криминалистических подразделениях территориальных органов ФСКН России (далее — ЭКП), располагающих соответствующей учебно-методической базой и оборудованием, может проводиться обучение экспертов по отдельным экспертным специальностям.

4. Подготовка экспертов по экспертным специальностям осуществляется на основании программ, разрабатываемых ЭКУ 9 Департамента ФСКН России (далее — типовые программы) и утверждаемых заместителем руководителя 9 Департамента ФСКН России — начальником ЭКУ по согласованию с начальником Управления кадров Департамента кадрового обеспечения ФСКН России (далее — УК 8 Департамента ФСКН России).

5. На основе типовых программ БЭКП, ЭКП и образовательными учреждениями ФСКН России разрабатываются программы повышения квалификации экспертов по соответствующим экспертным специальностям, в том числе задания для производства учебных судебных экспертиз, которые должны быть согласованы с УК 8 Департамента ФСКН России и ЭКУ 9 Департамента ФСКН России.

6. За два месяца до начала курсов повышения квалификации эксперт проходит подготовку по индивидуальному плану под руководством наставника, назначаемого, соответственно, заместителем руководителя 9 Департамента ФСКН России — начальником ЭКУ, БЭКП и ЭКП (далее — экспертно-криминалистические подразделения) из числа наиболее опытных экспертов.

Индивидуальный план подготовки эксперта составляется на основе типовой программы по экспертной специальности и утверждается начальником экспертно-криминалистического подразделения, в котором эксперт проходит службу.

7. Начальник экспертно-криминалистического подразделения должен создавать обучающемуся эксперту условия, необходимые для успешного овладения экспертной специальностью.

8. К началу курсов повышения квалификации эксперт под руководством наставника выполняет учебные судебные экспертизы, которые направляются на рецензирование в:

ЭКУ 9 Департамента ФСКН России (выполненные экспертами ЭКУ 9 Департамента ФСКН России и БЭКП);

БЭКП в соответствии с распределением зон обслуживания (выполненные экспертами ЭКП).

9. Обучение экспертов на курсах повышения квалификации осуществляется на основании разнарядок, ежегодно утверждаемых директором ФСКН России.

10. На курсы повышения квалификации направляются эксперты, проработавшие в экспертно-криминалистических подразделениях не менее 6 месяцев.

11. Эксперт должен прибыть на курсы повышения квалификации с пятью выполненными учебными судебными экспертизами по каждому из видов судебных экспертиз, на право производства которых он претендует, и рецензиями на них для использования в учебном процессе и последующего представления на Экспертно-квалификационную комиссию ФСКН России.

Кроме того в Приложении № 2 к Приказу, которое именуется как «Положение об экспертно-квалификационной комиссии ФСКН» еще несколько раз упоминается и детализируется процедура прохождения рецензирования заключений экспертов:

Например в разделе № III «Полномочия лиц, входящих в состав Комиссии» указано следующее:

9. Секретарь: организует рецензирование учебных судебных экспертиз и хранение поступивших на Комиссию материалов;

Также в разделе № IV «Организация работы Комиссии» указывается:

12. По результатам аттестации или пересмотра уровня профессиональной подготовки экспертов ЭКУ 9 Департамента ФСКН России и базовых экспертно-криминалистических подразделений территориальных органов ФСКН России (далее — БЭКП) протокол заседания Комиссии составляется в двух экземплярах: первый экземпляр остается в ЭКУ 9 Департамента ФСКН России и хранится вместе с рецензией на заключения эксперта и представлением на присвоение права самостоятельного производства судебных экспертиз (далее — представление) в течение пяти лет; второй экземпляр и остальные материалы, поступившие на Комиссию, после их рассмотрения направляются по месту службы эксперта и хранятся там не менее пяти лет.

По результатам аттестации или пересмотра уровня профессиональной подготовки экспертов экспертно-криминалистических подразделений территориальных органов ФСКН России (далее — ЭКП) протокол заседания Комиссии составляется в трех экземплярах: первый экземпляр остается в ЭКУ 9 Департамента ФСКН России и хранится вместе с рецензией на заключения эксперта и представлением в течение пяти лет; второй экземпляр и остальные материалы, поступившие на Комиссию, после их рассмотрения направляются по месту службы эксперта и хранятся там не менее пяти лет; третий экземпляр направляется в БЭКП России и хранится там не менее пяти лет.

Не менее серьезно вопрос проверки качества заключений судебного эксперта налажен в системе судебных экспертов Министерства обороны России.

Так, например, в Приказе от 31 октября 2007 г. N 461 «О порядке определения уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестации их на право самостоятельного производства судебных экспертиз» предельно детально изложена процедура проведения планового и внепланового (досрочного) рецензирования заключений судебных экспертов работающих в системе Минобороны России.

В данном приказе процедура рецензирование часто именуется как «пересмотр уровня профессиональной подготовки», что совершенно не меняет сути , но делает этот термин более осмысленным и более емким.

В силу того, что сам документ, регулирующий процедуру проверки профессиональной подготовки судебных экспертов в системе Министерства обороны имеет весьма солидный объем, я ограничусь публикацией лишь одного пункта, который регулируют вопрос рецензирования (проверки качества) недостоверных заключений экспертов:

17. Вопрос о досрочном пересмотре уровня профессиональной подготовки эксперта в случае нарушений им требований законодательства Российской Федерации и (или) методик проведения судебных экспертиз, могущих повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам физических и юридических лиц, а также государства, рассматривается комиссией по представлению начальника ГСЭУ Министерства обороны, начальника 111 Главного государственного центра либо начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации — начальника медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Надеюсь, что Вы обратили внимание, что в самом теле приказа термин рецензия (рецензирование) напрямую не указывается, ибо смысл, который заложен законодателем в пункте №17 всем и так предельно понятен.

И дабы развеять последние тени сомнения, разработчики данного приказа в приложении к нему не стали утруждать себя заумными, длинными фразами и наконец поименовали функции по досрочному пересмотру профессиональной подготовки эксперта своим точным и однозначным именем, а именно «рецензированием / рецензией».

Какая обстановка с рецензионной работой существует в системе МЧС России?

Согласно Приказу от 9 июня 2006 г. N 351 «Об утверждении положения о порядке проведения аттестации сотрудников и работников судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений федеральной противопожарной службы на право самостоятельного производства судебных экспертиз»

II. Организация работы и формирование экспертно-квалификационных комиссий

7. ЦЭКК:

организует рецензирование копий экспертных заключений, а также привлекает к этой работе иные судебно-экспертные учреждения, экспертные подразделения ФПС и высшие пожарно-технические образовательные учреждения МЧС России;

23. Рецензирование копий экспертных заключений аттестуемого проводится в месячный срок.

Рецензия должна содержать оценку:

  • правильности выбора экспертных методик из числа рекомендованных для данного вида экспертизы, навыков владения ими;
  • умения использовать технические средства, предназначенные для производства соответствующих экспертиз;
  • качества изложения хода и результатов исследования при составлении заключения (полнота, последовательность, грамотность, обоснованность выводов), а также иллюстративного материала, прилагаемого к заключению сотрудника или работника.

В выводе рецензии определяется способность претендента самостоятельно осуществлять производство определенного вида судебных экспертиз.

Также как и в других ведомствах в системе МЧС предусмотрена внеочередная, внеплановая аттестация судебных экспертов, об этом немного ниже.

[spoiler title=’V. Порядок проведения внеочередной аттестации сотрудников и работников судебно-экспертных учреждений’]

V. Порядок проведения внеочередной аттестации сотрудников и работников судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений ФПС на право самостоятельного производства судебных экспертиз и обжалования решений экспертно-квалификационных комиссий

36. Вопрос о внеочередной аттестации сотрудника или работника судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС на право самостоятельного производства судебных экспертиз рассматривается ЦЭКК по ходатайству РЭКК либо начальника судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС.

Основаниями для проведения внеочередной аттестации являются:

случаи неоднократных нарушений требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МЧС России, регулирующих производство судебных экспертиз по всем видам судебных экспертиз, по которым аттестуемому предоставлено право самостоятельного производства;

случаи неоднократных нарушений требований методик производства данного вида судебной экспертизы, повлекших ошибочные выводы, а также низкий качественный уровень заключений данного сотрудника или работника, выявленный при рецензировании копий экспертных заключений в вышестоящем судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС, по конкретному виду судебной экспертизы.

Для решения вопроса о внеочередной аттестации сотрудника или работника судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС права самостоятельного производства судебных экспертиз в адрес ЦЭКК направляются необходимые для проведения аттестации материалы, а также материалы, послужившие основанием для ходатайства.

Внеочередная аттестация сотрудника или работника судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС на право самостоятельного производства судебных экспертиз осуществляется в порядке, аналогичном рассмотрению материалов, направленных для проведения аттестации. В случае отсутствия аттестуемого на заседании ЦЭКК без уважительных причин вопрос рассматривается без его участия.

37. Секретарь ЦЭКК обязан не позднее чем за месяц уведомить аттестуемого о дате, месте и времени проведения внеочередной аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы. В случае неявки аттестуемого на заседание ЦЭКК и непредставления им мотивированного ходатайства о переносе сроков заседания вопрос может быть рассмотрен в его отсутствие.

38. В случае принятия решения ЦЭКК о несоответствии сотрудника или работника судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС заявленной квалификации при прохождении внеочередной аттестации на право самостоятельного производства всех видов судебных экспертиз, указанных в Свидетельстве, Свидетельство утрачивает силу и подлежит возврату в ЦЭКК.

В случае принятия решения ЦЭКК о несоответствии сотрудника или работника судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС заявленной квалификации при прохождении внеочередной аттестации на право самостоятельного производства конкретного вида судебной экспертизы, указанного в Свидетельстве, Свидетельство утрачивает силу и подлежит обмену с целью исключения рассматриваемого вида судебной экспертизы.

39. Решение РЭКК может быть обжаловано в месячный срок в ЦЭКК, которая при рассмотрении жалобы истребует из РЭКК все необходимые материалы, а из судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС — не менее 5 заключений эксперта, выполненных данным сотрудником или работником, и организует их рецензирование.

Жалоба рассматривается на заседании ЦЭКК в том же порядке, как и при проведении аттестации.

На заседание приглашается сотрудник или работник, подавший жалобу. В случае неявки аттестуемого на заседание ЦЭКК и непредставления им мотивированного ходатайства о переносе сроков заседания вопрос рассматривается в его отсутствие.

Заседание экспертно-квалификационной комиссии проводится по правилам, предусмотренным настоящим Положением для проведения аттестации.

При наличии всех необходимых материалов жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок.

Решение экспертно-квалификационной комиссии вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу.

40. Решения ЦЭКК и РЭКК могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как можно заметить, во всех вышеперечисленных ведомствах давно и успешно функционирует система рецензирования заключений эксперта, которая иногда может именоваться как внеочередная аттестация, или как внеочередная проверка профессиональной пригодности эксперта.

Список ведомств, где предусмотрена система рецензирования заключений экспертов конечно можно было бы продлить, перечислив приказы и инструкции таких структур как ФСБ РФ, ФТС РФ и СК при Прокуратуре.

Второй и не менее важный вопрос состоит в том, что в отличии от системы государственных экспертов, негосударственные эксперты начисто лишены какого-либо регламента или механизма по пересмотру (обжалованию / рецензированию) заключений негосударственных экспертов.

В последней редакции закона о судебно-экспертной деятельности, который наше НП «Федерация Судебных Экспертов» активно муссирует на своем форуме, нет ни малейшего намека на внедрение в основной закон — процедуры обжалования заключений эксперта или процедуры проверки качества заключений.

Как нам поступать в подобном случае?

Как должны действовать граждане и организации, которые оказались жертвой произвола судебного эксперта, который выполнил недостоверную, низкокачественную экспертизу?

Пользуясь накопленными знаниями и опытом, мы информируем Вас о том, что даже в условиях отсутствия какого-либо четкой регламентации рецензирования заключений судебных экспертов, у Вас нет ни малейшего препятствия, нет ни единого запрета на защиту своих прав любым, не запрещенным законодательством способом.

Если Вы адвокат, то у Вас ни кто не отнимал права запрашивать любые письменные сведения по уголовным, гражданским и иным делам. Если Вы сторона по делу, то у Вас ни кто не отнимал права собирать любые письменные доказательства по делу. Собирайте доказательства. Собирайте справки. Пользуйтесь всем набором юридических инструментов, который предоставлен Вам законом.

544365

Подавайте письменные вопросы в незаинтересованные судебно-экспертные учреждения по поводу интересующего Вас заключения. Запрашивайте квалифицированную аналитическую «раскладку» по каждому из пунктов спорного заключения. Привлекайте специалистов для проведения рецензионных исследований.

Пользуйтесь своими правами на 100%, а мы в свою очередь гарантируем Вам подготовку качественного рецензионного исследования по материалам заключений судебных экспертов, вне зависимости от того, частные ли это экспертные учреждения или государственные.

Вашему вниманию предоставляется ряд, статей, которые дадут Вам четкое понимание юридического статуса данного документа:

В рамках гражданского процессуального законодательства рецензия на заключение эксперта регулируется статьей 71 ГПК РФ «Письменные доказательства»

1. Письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам совершения процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи).

2. Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.

3. Копии письменных доказательств, представленных в суд лицом, участвующим в деле, или истребуемых судом, направляются другим лицам, участвующим в деле.

В рамках уголовно-процессуального законодательства рецензионное заключение эксперта подпадает под регулирование статьи 74. «Доказательства» и идентифицируется нами как «Заключение специалиста»:

1. Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

2. В качестве доказательств допускаются:

1) показания подозреваемого, обвиняемого;

2) показания потерпевшего, свидетеля;

3) заключение и показания эксперта;

3.1) заключение и показания специалиста;

4) вещественные доказательства;

5) протоколы следственных и судебных действий;

6) иные документы.

К сожалению в действующем АПК РФ, роль внесудебных заключений специалистов ни как не отражена, что однако не лишает нас права подводить рецензию под регулирование другими статьями того же кодекса, например на текущий момент любое рецензионное заключение будет регулироваться статьей 89 «Иные документы и материалы»

1. Иные документы и материалы допускаются в качестве доказательств, если содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.

2. Иные документы и материалы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Как мы видим, все три основных кодекса России по разному оценивают юридический статус рецензионных заключений экспертов. В одном случае рецензия расценивается как письменное доказательство (ГПК РФ), во втором случае рецензия на заключение эксперта будет иметь статус заключения специалиста (УПК РФ), в третьем случае рецензия будет иметь статус «Иного доказательства».

Мы констатируем, что это недоразумение имеет временный характер и в ближайшее время все три кодекса будут унифицированы, а значит, все рецензионные заключения обязательно приобретут статус заключений специалистов.

Подведем итоги.

Система рецензирования это вполне сложившаяся система контроля качества работ судебных экспертов во всех государственных судебно-экспертных ведомствах.

Рецензирование, даже в условиях отсутствия четкой регламентации имеет право на существование и использование рецензий в качестве одного из эффективнейших письменных доказательств по судебному делу.

Рецензирование присуще не только государственному сектору, но и всем без исключения негосударственным организациям. Воспользоваться услугами рецензирования как весьма эффективным орудием защиты своих прав и интересов может абсолютно любой человек и гражданин.

Знайте свои права, и используйте механизм подготовки рецензионных заключений в качестве одного из самых эффективных инструментов по оспариванию (обжалованию) или по пересмотру заключений государственных и частных судебных экспертов.



Все статьи по теме «Рецензирование экспертиз» >>

Вам может также понравиться...