Правовое регулирование производства судебной экспертизы негосударственными судебными экспертами
Основным носителем специальных знаний является эксперт (ст. 57 УПК РФ, ст. 79 ГПК РФ, ст. 66 АПК РФ, ст. 25.9 КоАП РФ). В качестве эксперта может выступать любое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями в пределах своей компетенции.
В соответствии с действующим процессуальным законодательством (ст. 195 УПК РФ, ст. 79 ГПК РФ, ст. 83 АПК РФ, ст. 25.9 КоАП РФ) и ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» экспертиза проводится государственными судебными экспертами по поручению руководителя государственного судебно-экспертного учреждения и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. При этом в УПК РФ обозначены: государственные судебные эксперты (ч. 2 ст. 195); государственные судебно-экспертные учреждения (ч. 2 ст. 199) и экспертные учреждения (ч. 2 ст. 199); производство экспертиз вне экспертного учреждения (ч. 4 ст. 199), а также иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями (ч. 2 ст. 195). В ГПК РФ говорится об экспертах (ст. 84), судебно-экспертных учреждениях (ст.ст. 79, 84) и экспертных учреждениях (ст. 80); иных экспертах по определению суда (ст. 84). В АПК РФ указана возможность производства экспертизы: лицом, назначенным судом (ст. 55); государственными судебно-экспертными учреждениями (ст. 86) и экспертными учреждениями (ст. 82). В КоАП РФ предусмотрено привлечение в качестве эксперта любого не заинтересованного в исходе дела совершеннолетнего лица, обладающего специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения (ст. 25.9), а также возможность производства экспертизы в «учреждении» (ст. 26.4). Следовательно, экспертом может быть частное лицо либо сотрудник учреждения, имеющего различный организационно-правовой статус: государственного судебно-экспертного, негосударственного экспертного, неэкспертных (государственного или негосударственного) учреждений. Например, по гражданским делам, связанным с разрешением земельных споров, доля экспертиз, выполняемых вне государственных судебно-экспертных учреждений, достаточно высока.
В целом проведение судебных экспертиз в рамках предварительного расследования дел, подследственных МВД России или Генеральной Прокуратуре Российской Федерации, в негосударственном судебно-экспертном учреждении маловероятно. Следователи редко назначают экспертизы вне структуры судебно- экспертных учреждений МВД России и Минюста России, обладающих огромным научно-практическим потенциалом. В некоторых случаях следователи используют такой процессуальный вариант, как назначение экспертизы непосредственно конкретному эксперту, когда отсутствуют штатные специалисты какого-либо экспертного направления.
Принципиально важно, что судебный эксперт является самостоятельной фигурой процесса и несет личную ответственность за дачу заключения. До вынесения постановления следователем или определения суда о назначении экспертизы лицо, занимающее экспертную должность, в процессуально-правовом плане экспертом не является. Данное утверждение относится как к сотрудникам государственных судебно-экспертных, так и негосударственных экспертных учреждений. Субъектом всякого исследования, в том числе экспертного, выступает только непосредственный его исполнитель[ref]См.: Аверьянова Т.В. Субъекты экспертной деятельности // Вестник криминалистики / Отв. ред. А.Г. Филиппов. М., 2001. — Вып 2. С. 35.[/ref]. Процессуально-правовой статус эксперта сотрудники государственных, негосударственных учреждений и частные эксперты приобретают только после поручения им процессуальным путем производства экспертизы. Процессуальное законодательство допускает привлечение физических лиц в качестве экспертов, за исключением некомпетентных и заинтересованных в исходе дела, при этом не регламентируется их отношение к учреждению (экспертному или неэкспертному).
Судебно-экспертное учреждение не имеет отношения к процессу экспертного исследования, субъектом последнего является физическое лицо — эксперт, в том числе сотрудник негосударственного экспертного учреждения, производящий экспертизу. Тем не менее организация обеспечивает необходимые для производства экспертизы условия, ее руководитель представляет заключение эксперта лицу или органу, ее назначившему. К правам руководителя негосударственного судебно-экспертного учреждения (в процессуальных документах нет указания на государственный статус судебно-экспертного учреждения) относятся: поручение производства экспертизы конкретному эксперту, осуществление контроля за выполнением и качеством исследования, представление экспертизы назначившему ее лицу или органу. Для руководителя неэкспертного учреждения вышеуказанные права процессуальным законодательством не предусмотрены[ref]См.: Российская Е.Р. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно- экспертной деятельности в Российской Федерации». М., 2002.[/ref].
Одно из существенных различий между экспертными и неэкспертными учреждениями заключается в том, что при производстве экспертиз в государственных, а также в некоторых негосударственных судебно-экспертных учреждениях со стороны их руководителей осуществляется контроль за сроками и качеством экспертиз. При выполнении экспертизы сотрудниками неэкспертных учреждений (государственных или негосударственных), а также частными экспертами обязанность данного контроля возложена на лицо или орган, назначивший экспертизу.
При производстве экспертизы сотрудником неэкспертного учреждения или частным экспертом следователю (суду) предстоит самостоятельно решить вопрос о необходимой и достаточной квалификации лица, выбираемого ими в качестве эксперта для производства экспертиз. Наличия высшего профессионального образования по конкретной специальности недостаточно, так как при производстве судебных экспертиз, как правило, эксперту необходимо использовать знания в той или иной области судебной экспертизы, а также основ материального и процессуального права.
Если лицо, назначаемое в качестве эксперта, работает в каком-либо учреждении (экспертном или неэкспертном), то ему необходимо уведомить об этом своего руководителя. При наличии служебной необходимости руководитель согласовывает со следователем вопрос о переносе времени явки либо о замене вызываемого работника другим. Постановление следователя о привлечении работника учреждения (экспертного или неэкспертного) является обязательным для его непосредственного руководителя, который не вправе препятствовать этому лицу явиться к следователю.
Если негосударственному эксперту для производства экспертизы понадобится какое-либо оборудование для лабораторного исследования, то лицо или орган, назначившие экспертизу, должны изыскать такую возможность и обеспечить условия, необходимые для производства экспертизы в целях ее объективности и полноты. Лицо или орган, назначившие экспертизу, могут обязать руководителя обеспечить эксперта оборудованием и материалами, необходимыми для ее производства (ст. 199 УПК РФ).
Для всех категорий лиц, осуществляющих экспертизу вне государственного судебно-экспертного учреждения, а именно: частных экспертов, специалистов неэкспертных учреждений (предприятий, организаций); экспертов негосударственных экспертных организаций — является обязательным соблюдение требований статей, перечисленных в ст. 41 ФЗ «О государственной судебно- экспертной деятельности в Российской Федерации». Предъявляемые требования, на наш взгляд, следует дополнить необходимостью использования негосударственными судебно-экспертными учреждениями научно-методического подхода к экспертной практике, применяемого при производстве аналогичных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях. В дальнейшем их целесообразно расширить путем выработки общих подходов к профессиональной подготовке и специализации экспертов, что в настоящее время предусмотрено п. 6 ст. 11 Федерального закона только для государственных судебно- экспертных учреждений. Это будет способствовать повышению научной обоснованности и достоверности выводов, а также играть положительную роль при оценке заключений экспертов следователем или судом. Решение данной проблемы весьма актуально в случае возникновения спорных моментов при производстве дополнительных или повторных экспертиз.
Важными условиями деятельности негосударственных судебных экспертов являются их независимость от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела; проведение полного исследования представленных ему объектов и материалов дела; подготовка обоснованного и объективного заключения по поставленным перед ним вопросам; соблюдение основных прав и обязанностей.
Эксперт, в том числе негосударственный, вправе возвратить без исполнения постановление, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы или он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства (ч. 5 ст. 199 УПК РФ, ч. 1 ст. 85 ГПК, ч. 4 ст. 55 АПК РФ, ст. 25.9 КоАП РФ). К другим основаниям подобного отказа относятся следующие: поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта; объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении; современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы. При этом необходимо составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение органу или лицу, назначившим судебную экспертизу.
Эксперт исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством и Федеральным законом РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В Федеральном законе в числе обязанностей эксперта, в том числе негосударственного, обозначена обязанность принятия к производству порученной ему судебной экспертизы. На практике применение этого требования по отношению к негосударственному эксперту осуществить весьма сложно, так как негосударственный эксперт может отказаться от производства конкретной экспертизы и принудить его к этому будет практически невозможно. На негосударственных экспертов не может быть распространена обязанность принимать постановление о производстве судебной экспертизы только от руководителя судебно-экспертного учреждения (за исключением случаев производства экспертизы в негосударственном судебно-экспертном учреждении), а также неприменимо к ним требование не осуществлять негосударственную экспертную деятельность.
Негосударственный эксперт не вправе вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела; самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы; сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лиц, ее назначивших; уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.
Негосударственный эксперт вправе: ходатайствовать перед органом, поручившим экспертизу, о привлечении к ее производству других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения; делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний; обжаловать в установленном порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта; эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.
Негосударственный эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.
На основании проведенных исследований с учетом их результатов негосударственный эксперт или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подпись эксперта на заключении, подготовленном по результатам экспертизы, заверяется печатью экспертного (государственного или негосударственного) учреждения. В случаях производства экспертизы сотрудником неэкспертного (государственного или негосударственного) учреждения, а также частным экспертом подписи на заключении следует заверять нотариально.
В случае выполнения судебной экспертизы в негосударственном судебно- экспертном учреждении в заключении эксперта должны быть отражены сведения о данном учреждении помимо иных сведений, предусмотренных процессуальным законодательством и ст. 25 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
[references/]
Автор: Г. Г. Омельянюк — заведующий отделом Экспертно-криминалистического центра МВД России, кандидат биологических наук, доцент