Планы Минюста о ликвидации негосударственной экспертизы
18-ого января 2013 года на сайте Министерства Юстиций Российской Федерации был опубликован проект федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», подготовленный деятелями из РФЦСЭ.
К сожалению, на данный момент текст проекта закона недоступен по ссылке, где он был опубликован ( http://www.minjust.ru/node/2744 ). К счастью, у нас сохранился полный текст проекта.
[spoiler title=»Полный текст проекта федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»»]
ПРОЕКТ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — судебно-экспертная деятельность) и порядок её осуществления в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах.
Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации») и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) аккредитация судебно-экспертных организаций – официальное признание компетентности юридического лица (или его отдельных структурных подразделений) в сфере судебно-экспертной деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) заключение эксперта – письменный документ, оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, отражающий ход и результаты судебно-экспертного исследования;
3) медицинский стационар — медицинская организация, а равно отделение медицинской организации, оказывающие медицинскую помощь стационарно. Определение понятий «медицинская организация», «медицинская помощь», «стационарно» содержится в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);
4) образцы для сравнительного исследования — объекты материального мира, отображающие свойства или особенности живого человека, трупа, животного, предмета, документа, материала или вещества, а также технологии, информационные массивы, системы, пробы и другие образцы, необходимые для проведения судебно-экспертного исследования и дачи заключения эксперта;
5) повреждение (уничтожение) объекта исследования (его части) — изменение свойств и состояния объекта исследования в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований;
6) проба – представительная часть образца, характеризующая объект исследования;
7) психиатрический стационар – психиатрическая медицинская организация, а равно психиатрическое отделение медицинской организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях;
8) руководитель судебно-экспертной организации (далее также — руководитель) — директор или начальник (заведующий) государственной судебно-экспертной организации, руководитель негосударственной судебно-экспертной организации;
9) сертификат компетентности судебного эксперта — документ, подтверждающий квалификацию физического лица на проведение судебно-экспертных исследований, выдаваемый в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
10) сертификация компетентности судебного эксперта – установление соответствия компетентности физического лица требованиям, предъявляемым при проведении определенного вида судебно-экспертных исследований, и определения его возможностей надлежащим образом осуществлять конкретные действия при производстве судебной экспертизы;
11) сертификация методического обеспечения судебной экспертизы – подтверждение путем валидации соответствия методического обеспечения требованиям, предъявляемым к специфическому целевому использованию методик, методов и средств в области судебной экспертизы;
12) специальность судебного эксперта – комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных лицом, имеющим профессиональное образование, путем целенаправленной подготовки в целях исследования объектов экспертизы определенного рода, вида и подвида (предметная специализация) или применения методов исследования объектов экспертизы (методная специализация);
13) специальные знания — система знаний и практических навыков в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла, приобретаемые путем специальной подготовки и (или) профессионального опыта;
14) судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, дознавателем, следователем, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу;
15) судебно-психиатрический экспертный стационар — психиатрический стационар, специально предназначенный для производства судебно-психиатрической экспертизы;
16) судебно-экспертная медицинская организация — медицинская организация или специализированное судебно-экспертное отделение медицинской организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности медицинскую деятельность по проведению медицинских экспертиз и исследований на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Определение понятия «медицинская организация» содержится в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
17) судебные экспертизы медицинского профиля – судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и другие судебные экспертизы, производство которых по своему содержанию является медицинской деятельностью. Производство таких экспертиз вправе осуществлять только лица, имеющие врачебную специальность;
18) судебный эксперт — лицо, соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации, которому в процессе судопроизводства в порядке, установленном законом, поручено производство судебной экспертизы;
19) судопроизводство — регулируемая Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» и процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или судьи в ходе конституционного судопроизводства, судебного производства по гражданским и уголовным делам, по делам об административных правонарушениях, по экономическим спорам и иным делам, рассматриваемым арбитражными судами, а также деятельность органа дознания, дознавателя, следователя при возбуждении уголовного дела, проведении дознания и предварительного следствия.
Статья 2. Судебно-экспертная деятельность
Судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства судебно-экспертными организациями (подразделениями) и судебными экспертами (далее также — эксперт), состоит в производстве, организации судебной экспертизы и их научно-методическом обеспечении.
Статья 3. Правовая основа судебно-экспертной деятельности
1. Правовой основой судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», другие федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.
2. Если международным договором, ратифицированным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судебной экспертизе, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статья 4. Основная задача судебно-экспертных организаций
Основной задачей судебно-экспертных организаций является оказание содействия судам, судьям, следователям, органам дознания, дознавателям, органам (должностным лицам), в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
Статья 5. Содержание судебно-экспертной деятельности
Содержание судебно-экспертной деятельности включает:
производство судебной экспертизы по уголовным, гражданским делам, делам об административных правонарушениях, экономическим спорам и иным делам, рассматриваемым арбитражными судами;
организацию научных исследований в области судебной экспертизы, научно-методического и информационного обеспечения судебной экспертизы, подбора, профессиональной подготовки и повышения квалификации судебных экспертов.
Статья 6. Принципы судебно-экспертной деятельности
Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах:
1) соблюдения законности;
2) соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица;
3) независимости судебного эксперта;
4) объективности, всесторонности и полноты судебно-экспертных исследований;
5) использования необходимых научно-технических средств и методов при проведении судебно-экспертных исследований.
Статья 7. Соблюдение законности при осуществлении судебно-экспертной деятельности
1. Судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных правовых актов, составляющих правовую основу указанной деятельности, а также принципов экспертной деятельности.
2. Нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность.
Статья 8. Соблюдение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица при осуществлении судебно-экспертной деятельности
1. Судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
2. Судебно-экспертные исследования (далее — исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.
3. Лицо, полагающее, что действия (бездействие) судебно-экспертной организации (подразделения) или эксперта привели к ограничению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Независимость судебного эксперта
1. При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями. Эксперт самостоятелен в выборе средств и методов исследования. При этом выбранные экспертом средства и методы не должны противоречить закону.
2. Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, дознавателей, следователей, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.
3. Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Объективность, всесторонность и полнота экспертных исследований. Использование необходимых научно-технических средств и методов при проведении судебно-экспертных исследований
1. Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
2. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов.
3. Применение при производстве экспертных исследований методик, методов и средств допускается, если они отвечают конституционным принципам законности и нравственным критериям общества, научно обоснованы, валидированы, прошли сертификацию методического обеспечения судебной экспертизы.
Статья 11. Объекты исследований
1. Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, пробы и образцы для сравнительного исследования, технологии, информационные массивы, системы, а также другие материалы, необходимые для проведения судебной экспертизы.
2. Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также — лицо).
3. При проведении исследований объекты исследований с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.
4. Повреждение объектов исследований, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику судебно-экспертной организацией или экспертом.
5. В случае, если транспортировка объекта исследования в судебно-экспертную организацию невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к указанному объекту и возможность его исследования.
Статья 12. Судебно-экспертные организации
1. Государственными судебно-экспертными организациями являются специализированные организации и экспертные подразделения федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, дознавателей, следователей, органов (должностных лиц), в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, посредством организации и производства судебной экспертизы.
2. Негосударственными судебно-экспертными организациями являются некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
3. В штате негосударственной судебно-экспертной организации (подразделения) должно состоять не менее одного работника, для которого данное место работы является основным и квалификация которого подтверждена сертификатом компетентности судебного эксперта, выданным в установленном порядке. Данные организации для участия в судебно-экспертной деятельности подлежат обязательной аккредитации судебно-экспертных организаций.
4. Государственные и негосударственные судебно-экспертные организации (подразделения) создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
5. Судебно-экспертные организации (подразделения) одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основах теории судебной экспертизы, единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
6. Государственные судебно-экспертные организации (подразделения) производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации.
7. Правительством Российской Федерации может устанавливаться перечень судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями (подразделениями).
8. Федеральные органы исполнительной власти определяют для государственных судебно-экспертных организаций (подразделений) территории обслуживания. Государственные судебно-экспертные организации (подразделения) в обязательном порядке проводят судебную экспертизу для судов, органов дознания, органов предварительного следствия, Следственного Комитета Российской Федерации, расположенных на соответствующих территориях обслуживания. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственной судебно-экспертной организации (подразделении), обслуживающей указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы и расходных материалов либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для указанных выше органов и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными организациями (подразделениями), обслуживающими другие территории.
9. Проведение некоторых экспертиз, не проводимых судебно-экспертными организациями (подразделениями), по решению суда, судьи, следователя, органа дознания, дознавателя, органа (должностного лица), в производстве которого находятся дела об административных правонарушениях, может быть поручено также другим лицам, обладающим специальными знаниями, которые не являются работниками судебно-экспертных организаций, но соответствуют требованиям, установленным в настоящем Федеральном законе.
10. Деятельность судебно-экспертных организаций (подразделений) по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 13. Судебный эксперт
1. В качестве судебного эксперта может выступать государственный судебный эксперт, негосударственный судебный эксперт или другое физическое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями.
2. Государственным судебным экспертом является работник (сотрудник) государственной судебно-экспертной организации (подразделения), имеющий сертификат компетенции судебного эксперта, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.
3. Негосударственным судебным экспертом является работник негосударственной судебно-экспертной организации, имеющий сертификат компетенции судебного эксперта, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.
4. Лицо, обладающее специальными знаниями и не являющееся работником судебно-экспертной организации, которому поручено производство судебной экспертизы органом или лицом, ее назначившим, исполняет обязанности и имеет права, установленные настоящим Федеральным законом, Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
5. Не могут поручаться производство судебной экспертизы лицам, признанным в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лицам, имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленных преступлений. Иные обстоятельства, исключающие участие лица в качестве судебного эксперта, предусматриваются процессуальным законодательством Российской Федерации.
6. В течение трех лет со дня соответствующего юридического факта судебным экспертом не может быть лицо:
1) судимость которого погашена или снята в установленном законом порядке;
2) освобожденное от уголовной ответственности за совершение умышленного преступления по основаниям, предусмотренным п.1 ч.3 ст.24, ст.25, п.3 ч.1 ст.27, ст.28 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
3) уволенное по отрицательным мотивам с государственной службы, из органов прокуратуры, органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов Федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации, органов Федеральной службы судебных приставов, судов, судебно-экспертных организаций;
4) лишенное сертификата компетентности судебного эксперта;
5) действие сертификата компетентности судебного эксперта которого прекращено по основаниям, предусмотренным статьей 18 настоящего Федерального закона.
7. Органы дознания, предварительного следствия и суд в судебном разбирательстве, органы (должностные лица), в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, вправе обращаться к судебному эксперту только в связи с порученной ему судебной экспертизой и данным им заключением.
8. Судебный эксперт может быть допрошен только по данному им заключению и лично проведенным исследованиям, а также в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации. Запрещается допрос судебного эксперта до дачи им заключения.
9. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти ведет государственный реестр судебных экспертов, не являющихся работниками (сотрудниками) государственных судебно-экспертных организаций (подразделений).
10. На государственных судебных экспертов распространяются меры государственной защиты, предусмотренные Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
Статья 14. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту
1. Экспертом может быть физическое лицо, обладающее специальными знаниями.
2. Должность эксперта в государственных судебно-экспертных организациях (подразделениях) может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации. Должность эксперта в экспертных подразделениях в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.
3. Должность эксперта в негосударственных судебно-экспертных организациях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую специальную подготовку по конкретной экспертной специальности. Определение уровня профессиональной подготовки экспертов осуществляется при проведении сертификации их компетентности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и сертификация их компетентности осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.
5. До поручения производства судебной экспертизы лицу, обладающему специальными знаниями, не являющемуся работником судебно-экспертной организации и не имеющему сертификата компетентности судебного эксперта, указанное лицо должно представить суду, судье, следователю, органу дознания, дознавателю, органу (должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, сведения, касающиеся возможности производства судебной экспертизы (в том числе о наличии необходимого оборудования), а также документы об образовании, специальности, стаже работы в качестве судебного эксперта и иные данные, свидетельствующие об его компетентности и надлежащей квалификации.
По требованию суда, судьи, следователя, органа дознания, дознавателя, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, лицо, указанное в предыдущем абзаце, обязано представить нотариально удостоверенные копии документов об образовании, специальности, стаже работы в качестве судебного эксперта.
Статья 15. Сертификация компетентности государственного судебного эксперта
1. Сертификация компетентности государственного судебного эксперта осуществляется путем сдачи им квалификационного экзамена с выдачей сертификата компетентности судебного эксперта.
2. Прием квалификационных экзаменов и выдача (лишение) сертификата компетентности судебного эксперта по определенной специальности осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями, создаваемыми в порядке, установленным федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации.
3. Порядок проведения сертификации государственных судебных экспертов, в том числе внеочередной, а также порядок деятельности и состав экспертно-квалификационных комиссий определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Сертификация компетентности судебного эксперта, не являющегося работником (сотрудником) государственной судебно-экспертной организации (подразделения)
1. В целях определения уровня профессиональной подготовки судебный эксперт, являющийся работником негосударственной судебно-экспертной организации, а также лицо, обладающее специальными знаниями, не являющееся работником судебно-экспертной организации, которые осуществляют судебно-экспертную деятельность, один раз в пять лет подтверждают свою компетентность с обязательной выдачей нового сертификата компетентности судебного эксперта.
2. При возникновении обоснованных сомнений в надлежащем уровне профессиональной подготовки лиц, указанных в части первой настоящей статьи, проводится внеочередное подтверждение их компетенции.
3. Порядок проведения подтверждения компетенции лиц, указанных в части первой настоящей статьи (в том числе внеочередного подтверждения компетенции), устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 17. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче сертификата компетентности судебного эксперта
Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче сертификата компетентности судебного эксперта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Приостановление, прекращение действия и лишение сертификата компетентности судебного эксперта
1. Порядок и условия приостановления, прекращения действия и лишения сертификата компетентности судебного эксперта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Прекращение действия сертификата компетентности судебного эксперта осуществляется в случаях:
1) неоднократного нарушения лицом законодательства Российской Федерации при осуществлении судебно-экспертной деятельности;
2) невозможности исполнения лицом обязанностей судебного эксперта вследствие недостаточного уровня профессиональной подготовки, подтвержденного результатами его сертификации;
3) уклонения лица от прохождения сертификации;
4) признания лица вступившим в законную силу решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным, умершим либо безвестно отсутствующим;
5) утраты лицом гражданства Российской Федерации;
6) освобождения лица от уголовной ответственности за совершение умышленного преступления по основаниям, предусмотренным п.1 ч.3 ст.24, ст.25, п.3 ч.1 ст.27, ст.28 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
7) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица.
3. Сведения о приостановлении, прекращении действия и лишении сертификата компетентности судебного эксперта вносятся в государственный реестр судебных экспертов, не являющихся работниками (сотрудниками) государственных судебно-экспертных организаций (подразделений).
Статья 19. Государственный реестр судебных экспертов, не являющихся работниками (сотрудниками) государственных судебно-экспертных организаций (подразделений)
1. Сведения о негосударственных судебных экспертах и лицах, обладающих специальными знаниями, не являющихся работниками судебно-экспертных организаций, получивших в установленном порядке сертификат компетентности судебного эксперта, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов, не являющихся работниками (сотрудниками) государственных судебно-экспертных организаций (подразделений), цели и порядок формирования и использования которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. В государственный реестр судебных экспертов, не являющихся работниками (сотрудниками) государственных судебно-экспертных организаций (подразделений), вносятся следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество негосударственного судебного эксперта или лица, обладающего специальными знаниями, не являющегося работником судебно-экспертной организации, получившего сертификат компетентности судебного эксперта;
2) номер контактного телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с негосударственным судебным экспертом или лицом, обладающим специальными знаниями, не являющимся работником судебно-экспертной организации, получившим сертификат компетентности судебного эксперта;
3) дата выдачи сертификата компетентности судебного эксперта и номер данного сертификата;
4) дата и основание приостановления, прекращения действия или лишения сертификата компетентности судебного эксперта.
2. Суд, судья, следователь, орган дознания, дознаватель, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, руководитель негосударственной судебно-экспертной организации поручает ее производство негосударственному судебному эксперту или лицу, обладающему специальными знаниями, не являющемуся работником судебно-экспертной организации, сведения о которых внесены в Государственный реестр судебных экспертов Российской Федерации, не являющихся работниками (сотрудниками) государственных судебно-экспертных организаций (подразделений), за исключением случаев, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона.
Глава 2. Обязанности и права руководителя и эксперта судебно-экспертной организации (подразделения)
Статья 20. Обязанности руководителя судебно-экспертной организации (подразделения)
1. Руководитель судебно-экспертной организации (подразделения) обязан:
1) по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данной организации (подразделения), которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;
2) разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;
3) по поручению органа или лица, назначившего судебную экспертизу, предупредить эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
4) обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
5) по окончании исследований направить заключение эксперта, возвратить объекты исследований и другие материалы, необходимые для проведения судебной экспертизы, в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
6) обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
7) не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
2. Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:
1) наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;
2) соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;
3) сохранность представленных объектов исследований и других материалов, необходимых для производства судебной экспертизы.
3. Руководитель не вправе:
1) истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и другие материалы, необходимые для производства судебной экспертизы;
2) самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данной организации;
3) давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе;
4) сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших.
Статья 21. Права руководителя судебно-экспертной организации (подразделения)
1. Руководитель вправе:
1) возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данной организации нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы, расходных материалов либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;
2) для обеспечения полноты исследования самостоятельно принимать решение о проведении комиссионной (в том числе комплексной) экспертизы, в руководимой им организации, по представленным в соответствии с постановлением (определением) о назначении экспертизы материалам, организовать ее производство;
3) ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данной организации, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;
4) ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, о привлечении судебного эксперта иностранного государства;
5) организовывать производство судебной экспертизы с участием других организаций, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;
6) передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю или работнику (сотруднику) структурного подразделения организации, которое он возглавляет;
7) требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с:
а) компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данной организацией;
б) транспортировкой объектов исследований после их исследования, за исключением почтовых расходов;
в) хранением объектов исследований в судебно-экспертной организации после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
г) ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данную организацию объектов исследований, имеющих повышенную опасность, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами исследований или они были в ненадлежащей упаковке;
д) командированием эксперта к месту расположения недвижимого или нетранспортабельного объекта исследования.
2. Руководитель государственной судебно-экспертной организации вправе заключать договоры о проведении исследований для юридических и физических лиц, требующих использования специальных знаний, с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Обязанности эксперта
1. Эксперт обязан:
1) принять к производству порученную ему руководителем судебно-экспертной организации (подразделения) судебную экспертизу;
2) провести полное исследование представленных ему объектов исследований и других материалов, необходимых для производства судебной экспертизы, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
3) составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и другие материалы, необходимые для производства судебной экспертизы, непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;
4) не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
5) обеспечить сохранность представленных объектов исследований и других материалов, необходимых для проведения экспертизы;
6) неуклонно выполнять этические нормы, правила профессионального поведения и взаимоотношений экспертов для достойного выполнения своего профессионального долга.
2. Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. Эксперт не вправе:
1) вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
2) самостоятельно собирать для производства судебной экспертизы доказательства;
3) сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением руководителя судебно-экспертной организации (подразделения), в которой он работает (служит), органа или лица, ее назначивших;
4) уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.
4. Государственный судебный эксперт также не вправе:
1) принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственной судебно-экспертной организации (подразделения);
2) осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта.
5. Эксперт или судебно-экспертная организация (подразделение) не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения. Оплата судебной экспертизы производится в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья 23. Права эксперта
1. Эксперт вправе:
1) ходатайствовать перед руководителем судебно-экспертной организации (подразделения) о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов данной организации, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
2) делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или ответов на поставленные ему вопросы;
3) обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта;
4) составить мотивированное письменное сообщение о невозможности выполнить экспертизу в срок, который установлен органом, ее назначившим, и ходатайствовать о ее продлении.
2. Независимо от вида судопроизводства судебный эксперт имеет право:
1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебной экспертизы,
2) подавать ходатайство о предоставлении дополнительных материалов;
3) давать заключение в пределах своей компетенции по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования;
4) с разрешения органа или лица, которые назначили судебную экспертизу, присутствовать при проведении следственных или судебных действий и заявлять ходатайства, касающиеся предмета судебной экспертизы;
5) подавать жалобы на действия лица, в производстве которого находится дело, и иных лиц, если эти действия нарушают права судебного эксперта.
3 Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы
1. Судебно-экспертной организации (подразделению) не может быть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается, если руководитель данной организации лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются обстоятельства, указывающие на его возможную заинтересованность в исходе дела.
2. Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. В производстве судебной экспертизы в отношении живого лица не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь. Указанное ограничение действует также при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица.
Глава 3. Производство судебной экспертизы
Статья 25. Основания производства судебной экспертизы в судебно-экспертной организации (подразделении)
1. Основаниями производства судебной экспертизы в судебно-экспертной организации (подразделении) являются определение суда, постановления судьи, органа дознания, дознавателя, следователя, определение органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.
2. Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и другие материалы, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.
3. Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, получают образцы для сравнительного исследования и приобщают их к делу в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации. В необходимых случаях получение образцов осуществляется с участием эксперта, которому поручено производство судебной экспертизы, или специалиста.
4. В случае, если получение образцов для сравнительного исследования является частью исследований и осуществляется экспертом с использованием представленных на судебную экспертизу объектов исследований, после завершения судебной экспертизы указанные образцы возвращаются в орган или лицу, которые ее назначили.
5. Особенности производства судебной экспертизы в судебно-экспертной организации в отношении живых лиц определяются главой 4 настоящего Федерального закона.
Статья 26. Производство дополнительной и повторной судебных экспертиз
1. Дополнительная судебная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения, а также при возникновении дополнительных вопросов в отношении ранее исследованных объектов исследований, если это нельзя устранить в соответствии с процессуальным законодательством, и поручается тому же или другому эксперту.
2. Повторная судебная экспертиза назначается в связи с возникшими у суда, судьи, органа дознания, дознавателя, следователя, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения (по тем же вопросам в отношении тех же объектов исследований и образцы для сравнительного исследования), а также наличием противоречий в выводах эксперта или экспертов, в том числе содержащихся в нескольких заключениях, и поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
Статья 27. Производство единоличной и комиссионной судебной экспертизы
1. Единоличная судебная экспертиза — экспертиза, порученная одному эксперту, которым производится исследование и дается заключение. Если комплексное исследование производится одним экспертом в связи с тем, что он владеет несколькими специальностями, необходимыми для решения интеграционного вопроса, она считается единоличной.
Комиссионная судебная экспертиза производится не менее чем двумя экспертами одной экспертной специальности.
2. Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившим, либо руководителем судебно-экспертного организации.
3. Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.
4. В составе комиссии судебных экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый эксперт проводит исследования в полном объеме с последующим совместным анализом полученных результатов.
5. Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.
Статья 28. Производство комплексной судебной экспертизы
1. Комплексная судебная экспертиза назначается в случаях, когда установление обстоятельств, имеющих значение для дела, возможно лишь путем проведения нескольких исследований с использованием специальных знаний, относящихся к разной экспертной компетенции.
2. Организация и производство комплексной судебной экспертизы возлагаются на руководителя судебно-экспертной организации (подразделения) либо на руководителей нескольких судебно-экспертных организаций (подразделений). Ведущая судебно-экспертная организация (подразделение) определяется органом или лицом, назначившим экспертизу.
3. Руководитель судебно-экспертной организации (подразделения) вправе также самостоятельно принять решение о проведении комплексной судебной экспертизы в руководимой им судебно-экспертной организации (подразделении) по представленным вместе с постановлением, определением о назначении экспертизы материалам, если это требуется для обеспечения полноты исследования, дачи ответа на поставленные вопросы и организовать ее производство.
4. При производстве комплексной судебной экспертизы экспертами разных специальностей каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний.
5. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять роль эксперта-организатора; его процессуальные функции не отличаются от функций остальных экспертов.
6. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел.
7. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной судебной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.
8. Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них вправе дать отдельное заключение по всем или некоторым вопросам, вызвавшим разногласия.
9. Если эксперт обладает достаточными знаниями, необходимыми для комплексного исследования, он вправе дать единое заключение по исследуемым им вопросам.
Статья 29. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в судебно-экспертной организации (подразделении)
1. При производстве судебной экспертизы в судебно-экспертной организации (подразделении) могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации, с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.
2. Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы с согласия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.
3. При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.
4. В случае, если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, создает препятствия производству судебной экспертизы, эксперт вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.
5. Особенности присутствия участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц определяются главой 4 настоящего Федерального закона.
Статья 30. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание
1. На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью судебно-экспертной организации. По требованию органа или лица, назначившего судебную экспертизу, подпись эксперта, не являющегося работником судебно-экспертной организации, на заключении должна быть удостоверена, в том числе нотариально.
2. В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:
1) дата, время и место производства судебной экспертизы;
2) основания производства судебной экспертизы;
3) сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;
4) сведения о государственной судебно-экспертной организации (подразделении), об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, наличие сертификата компетентности судебного эксперта с указанием его номера, органа, его выдавшего, даты выдачи, стаж экспертной работы по данной экспертной специальности, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;
или
сведения о негосударственной судебно-экспертной организации, в том числе об аккредитации судебно-экспертной организации, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, стаж экспертной работы по данной экспертной специальности, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность, наличие сертификата компетентности судебного эксперта с указанием его номера, органа, его выдавшего, даты выдачи, которым поручено производство судебной экспертизы;
сведения об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы в качестве судебного эксперта, ученая степень и ученое звание, место работы, занимаемая должность), обладающему необходимыми специальными знаниями и которому поручено производство судебной экспертизы;
5) сведения о предупреждении эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
6) вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;
7) объекты исследований и другие материалы, необходимые эксперту для производства судебной экспертизы и представленные ему;
8) сведения об образцах или пробах, полученных в ходе исследования, в том числе в ходе экспертного осмотра по месту нахождения объекта исследования;
9) сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
10) ход, содержание и результаты исследований с указанием примененных методических материалов;
11) оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
3. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в судебно-экспертной организации (подразделении) в установленном порядке. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу. Эксперт, не являющийся работником судебно-экспертной организации, передает все документы и материалы органу или лицу, назначившему судебную экспертизу.
Глава 4. Особенности производства судебной экспертизы в судебно-экспертной организации в отношении живых лиц
Статья 31. Производство судебной экспертизы в отношении живых лиц
1. В отношении живых лиц проводятся судебно-медицинские экспертизы медицинского профиля и иные экспертизы.
2. Круг лиц, которые могут быть направлены на судебно-медицинские экспертизы медицинского профиля и иные экспертизы, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Условия и место производства судебных экспертиз в отношении живых лиц
1. Судебно-медицинские экспертизы медицинского профиля в отношении живых лиц проводятся в судебно-экспертных медицинских организациях, на которые распространяются требования, предъявляемые настоящим Федеральным законом к судебно-экспертным организациям. Судебно-экспертные организации, не являющиеся медицинскими, не вправе организовывать у себя производство судебных экспертиз медицинского профиля.
2. В случае возникновения при производстве судебной экспертизы медицинского профиля необходимости стационарного обследования лица оно может быть помещено в медицинский стационар в порядке, предусмотренном статьями 33 — 35 настоящего Федерального закона и процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. Доставка в судебно-экспертные медицинские организации лица, направленного на судебную экспертизу медицинского профиля, обеспечивается органом или лицом, назначившими судебную экспертизу.
4. Проводить судебные экспертизы, не являющиеся судебными экспертизами медицинского профиля, в отношении живых лиц вправе только лица, имеющие сертификаты компетентности судебного эксперта.
Статья 33. Добровольность и принудительность при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц
1. Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в добровольном или принудительном порядке.
2. В случае, если судебная экспертиза производится в добровольном порядке, в судебно-экспертную организацию (в том числе в судебно-экспертную медицинскую организацию) должно быть представлено письменное согласие лица подвергнуться судебной экспертизе.
3. Если лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза, не достигло возраста 16 лет или признано судом недееспособным, письменное согласие на производство судебной экспертизы дается законным представителем этого лица.
4. Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу в принудительном порядке, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации. В случае, если в процессуальном законодательстве Российской Федерации не содержится прямого указания на возможность принудительного направления лица на судебную экспертизу, судебно-экспертная организация (в том числе в судебно-экспертная медицинская организация) не вправе производить судебную экспертизу в отношении этого лица в принудительном порядке.
Статья 34. Основания и порядок помещения лица в медицинский стационар
1. В случае возникновения при назначении или производстве судебно-медицинской либо судебно-психиатрической экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно помещается в соответствующий медицинский стационар. Порядок помещения лица в медицинский стационар определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.
2. Лица, содержащиеся под стражей, помещаются для производства судебной экспертизы в медицинские стационары, специально приспособленные для содержания в них указанных лиц.
3. Судебно-психиатрические экспертные стационары могут быть предназначены для помещения в них лиц, не содержащихся под стражей, или для помещения в них лиц, содержащихся под стражей.
4. Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу и поместившие лицо в медицинский стационар в принудительном порядке, обязаны в течение 24 часов известить об этом кого-либо из членов его семьи, родственников или иных лиц по его указанию, а при отсутствии таковых сообщить в орган внутренних дел по месту жительства указанного лица.
Статья 35. Сроки пребывания лица в медицинском стационаре
1. Лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней.
2. В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица в медицинском стационаре может быть продлен постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней.
3. Ходатайство эксперта или комиссии экспертов о продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре должно быть представлено в районный суд по месту нахождения указанного стационара не позднее чем за три дня до истечения 30-дневного срока.
4. Судья выносит постановление и уведомляет о нем эксперта или комиссию экспертов в течение трех дней со дня получения ходатайства.
5. В случае отказа судьи в продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре оно должно быть выписано из него.
6. Руководитель медицинского стационара извещает о заявленном ходатайстве и вынесенном судьей постановлении лицо, находящееся в указанном стационаре, а также орган или лицо, назначившее судебную экспертизу.
7. В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица в медицинском стационаре. При этом общий срок пребывания лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней.
8. Нарушение сроков пребывания лица в медицинском стационаре, установленных настоящей статьей, может быть обжаловано лицом, его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, а также руководителем медицинского стационара в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Нарушение сроков пребывания лица в медицинском стационаре может быть обжаловано также непосредственно в суд по месту нахождения указанного стационара.
Статья 36. Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза
1. При производстве судебных экспертиз в отношении живых лиц запрещаются:
1) ограничение прав, обман, применение насилия, угроз и иных незаконных мер в целях получения сведений от лица, в отношении которого производится судебная экспертиза;
2) испытание новых лекарственных средств, методов диагностики, профилактики и лечения болезней, а также проведение биомедицинских экспериментальных исследований с использованием в качестве объекта лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.
2. Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, вправе давать эксперту объяснения, относящиеся к предмету данной судебной экспертизы.
3. Эксперт не может быть допрошен по поводу получения им от лица, в отношении которого он проводил судебную экспертизу, сведений, не относящихся к предмету данной судебной экспертизы.
4. Свидания лица, помещенного в медицинский стационар, с его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, организуются в условиях, исключающих возможность получения информации третьими лицами.
5. Медицинская помощь лицу, в отношении которого производится судебная экспертиза, может оказываться только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
6. Лицу, помещенному в медицинский стационар, должна быть предоставлена реальная возможность подачи жалоб, заявлений и ходатайств. Жалобы, поданные в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются адресату.
7. Лица, не содержащиеся под стражей, имеют право на возмещение расходов, связанных с производством судебной экспертизы, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Статья 37. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, не содержащихся под стражей, в психиатрических стационарах
1. Судебно-психиатрическая экспертиза в отношении лиц, не содержащихся под стражей, производится как в судебно-психиатрических экспертных стационарах, так и в иных психиатрических стационарах. Помещение в указанные стационары лиц, содержащихся под стражей, не допускается. Помещение лиц, не содержащихся под стражей, в иные психиатрические стационары не должно существенно затруднять производство судебной экспертизы.
2. Лица, не содержащиеся под стражей, в период производства судебно-психиатрической экспертизы пользуются правами пациентов психиатрических стационаров, установленными законодательством Российской Федерации.
3. В случае совершения лицом, не содержащимся под стражей, не страдающим тяжелым психическим расстройством, действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих или дезорганизующих работу психиатрического стационара, администрация данного стационара сообщает об этом в орган внутренних дел, который должен принять к нарушителю меры, направленные на пресечение указанных действий. В случае, если подобные действия совершены лицом, в отношении которого судебно-психиатрическая экспертиза производится в добровольном порядке, оно может быть выписано из психиатрического стационара, о чем администрация данного стационара в письменной форме извещает орган или лицо, назначившие указанную экспертизу.
Статья 38. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, содержащихся под стражей, в психиатрических стационарах
1. Судебно-психиатрическая экспертиза в отношении лиц, содержащихся под стражей, производится в судебно-психиатрических экспертных стационарах, предназначенных для помещения в них указанных лиц. Обеспечение безопасности и охрана указанных стационаров осуществляются органами, на которые возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.
2. На лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрические экспертные стационары, распространяются нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». При этом нормы, предусматривающие применение к указанным лицам мер взыскания и их материальную ответственность, не распространяются на лиц с явными признаками тяжелых психических расстройств.
3. Порядок взаимодействия лиц, обеспечивающих безопасность и осуществляющих охрану судебно-психиатрических экспертных стационаров, с медицинскими работниками указанных стационаров определяется совместно федеральным органом в области здравоохранения Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, на который возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.
Статья 39. Обеспечение лиц, помещенных в судебно-психиатрические экспертные стационары
Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, помещенных в судебно-психиатрические экспертные стационары, осуществляется по нормам и правилам, установленным для психиатрических стационаров законодательством Российской Федерации.
Статья 40. Ограничения в применении методов исследований при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц
1. При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещается применять методы исследований, сопряженные с сильными болевыми ощущениями или способные отрицательно повлиять на здоровье лица, методы оперативного вмешательства, а также методы, запрещенные к применению в медицинской практике законодательством Российской Федерации. Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, должно быть информировано в доступной для него форме о методах исследований, применяемых в отношении его, включая альтернативные, возможных болевых ощущениях и побочных явлениях. Указанная информация предоставляется также заявившему соответствующее ходатайство законному представителю лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.
2. У лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза медицинского профиля, в судебно-экспертной медицинской организации берутся образцы, необходимые для проведения исследований, о чем указывается в заключении эксперта. Образцы получает врач или иной специалист в присутствии двух медицинских работников данной организации. Принудительное получение образцов у лиц, направленных на судебную экспертизу в добровольном порядке, не допускается.
Статья 41. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц
1. При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации. Присутствие иных участников процесса допускается с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, и лица, в отношении которого производится судебная экспертиза, либо его законного представителя.
2. При проведении исследований, сопровождающихся обнажением лица, в отношении которого производится судебная экспертиза, могут присутствовать только лица того же пола. Указанное ограничение не распространяется на врачей и других медицинских работников, участвующих в проведении указанных исследований.
Глава 5. Обеспечение деятельности судебно-экспертных организаций (подразделений)
Статья 42. Финансовое обеспечение деятельности судебно-экспертных организаций (подразделений)
1. Деятельность государственных судебно-экспертных организаций (подразделений) финансируется за счет средств федерального бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
2. Производство судебных экспертиз федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями сверх установленного государственного задания включается в состав судебных издержек и производится по постановлениям (определениям) судов и правоохранительных органов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственных и общественных внебюджетных фондов, а также за счет органа или лица, назначившего экспертизу или ходатайствующего об ее назначении.
3. Государственные судебно-экспертные организации вправе проводить на основании заключенных договоров, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации:
1) исследования для физических и юридических лиц, требующие использования специальных знаний;
2) судебные экспертизы по гражданским делам, экономическим спорам и иным делам, рассматриваемым арбитражными судами, делам об административных правонарушениях;
3) научные исследования в области судебной экспертизы;
4) научно-методическое и информационное обеспечение судебной экспертизы;
5) профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных экспертов;
6) сертификацию компетентности судебных экспертов, методического обеспечения судебной экспертизы.
4. Порядок определения платы и расходования средств, полученных от осуществления видов деятельности, указанных в части третьей настоящей статьи, определяется законодательством Российской Федерации.
5. Оплата стоимости судебных экспертиз, проводимых негосударственными судебно-экспертными организациями и иными судебными экспертами, осуществляется на основании заключенных договоров, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 43. Организационное и научно-методическое обеспечение деятельности судебно-экспертных организаций (подразделений)
1. Организационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных организаций (подразделений) осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации.
2. Научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации судебных экспертов возлагаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации на государственные судебно-экспертные организации.
3. Для рассмотрения наиболее важных вопросов развития судебной экспертизы, имеющих межведомственный характер, реализации мер по обеспечению единого научно-методического подхода и формированию мер государственного регулирования судебно-экспертной деятельности, создается Межведомственная комиссия при Правительстве Российской Федерации по проблемам судебной экспертизы. Порядок формирования и деятельности Комиссии определяется Правительством Российской Федерации
Статья 44. Информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных организаций (подразделений)
1. Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны безвозмездно предоставлять по запросам руководителей государственных судебно-экспертных организаций (подразделений) информацию, необходимую для проведения судебных экспертиз, образцы или каталоги своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства судебной экспертизы, для создания и обновления методической и нормативной базы судебной экспертизы. При этом государственные судебно-экспертные организации (подразделения) обеспечивают неразглашение полученных сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
2. Государственная судебно-экспертная организация (подразделение) вправе ходатайствовать перед судом, судьей, органом дознания, дознавателем, следователем, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, о получении по окончании производства по делам предметов, являвшихся вещественными доказательствами, для использования в экспертной, научной и учебно-методической деятельности.
Статья 45. Кадровое обеспечение деятельности судебно-экспертных организаций (подразделений)
1. Подготовка работников (сотрудников) государственных судебно-экспертных организаций (подразделений), которые проводят судебные экспертизы, осуществляется образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Специальная подготовка и повышение квалификации проводится в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации.
2. Лица, которые не являются работниками (сотрудниками) государственных судебно-экспертных организаций (подразделений), желающие осуществлять экспертную деятельность, проходят специальную подготовку по соответствующей экспертной специальности в государственных судебно-экспертных организациях и в учебных заведениях, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом ограничений, предусмотренных законом.
3. Для обеспечения надлежащего профессионального уровня негосударственные судебные эксперты и лица, обладающие специальными знаниями, не являющиеся работниками судебно-экспертных организаций, которые получили сертификат компетентности судебного эксперта, один раз в пять лет должны пройти повышение квалификации в соответствии со специальностью и подтвердить уровень своих профессиональных знаний.
4. Изучение потребностей в подготовке, специализации и повышении квалификации экспертов, а также разработка предложений по удовлетворению этих потребностей осуществляются федеральными органами исполнительной власти, к сфере управления которых относятся государственные судебно-экспертные организации, Следственным комитетом Российской Федерации.
Статья 46. Охрана государственной судебно-экспертной организации (подразделения)
Охрана государственной судебно-экспертной организации (подразделения) обеспечивается руководителем органа исполнительной власти, к сфере управления которого относится данная организация, и финансируется за счет средств федерального бюджета, а также за счет других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Глава 6. Международное сотрудничество в области судебно-экспертной деятельности
Статья 47. Международное сотрудничество в области судебно-экспертной деятельности
Судебно-экспертные организации (подразделения) вправе в соответствии с законом устанавливать международные связи с органами и службами иностранных государств, осуществляющими судебно-экспертную деятельность, с целью проведения совместных научных исследований, обмена научной и методической информацией, профессиональной подготовки и повышения квалификации судебных экспертов.
Статья 48. Проведение судебной экспертизы по поручению компетентного органа иностранного государства
1. Судебная экспертиза может проводиться по поручению компетентного органа иностранного государства, с которым Российская Федерация имеет международный договор. В этих случаях применяется законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Российской Федерацией.
2. Оплата стоимости судебной экспертизы осуществляется по договоренности между заказчиком и исполнителем судебной экспертизы.
Статья 49. Проведение судебной экспертизы с привлечением судебных экспертов иностранного государства
1. Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, вправе ходатайствовать о привлечении специалистов иностранных государств в области судебной экспертизы в порядке, установленном законом, по собственной инициативе либо по ходатайству руководителя судебно-экспертной организации (подразделения).
2. Проведение судебной экспертизы с участием судебных экспертов иностранных государств осуществляется в порядке, установленном Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также настоящим Федеральным законом.
3. Плата иностранным специалистам за участие в судебной экспертизе и возмещение других расходов, связанных с ее проведением, осуществляется по договоренности сторон.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 50. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности
Нарушение законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности влечет уголовную, административную и иную ответственность, установленную федеральными законами.
Статья 51. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Поручить Правительству Российской Федерации обеспечить приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 52. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
[/spoiler]
Уведомление о подготовке проекта данного закона сообщает о сроках публичного обсуждения, ограничивая их промежутком дат: с 29.12.2012 года по 20.01.2013 года. С учётом вышеупомянутой даты публикации проекта (18-ое января 2013г.), фактически на «публичное обсуждение» Минюст отвёл 1 рабочий день.
[spoiler title=»Полный текст уведомления»]
Уведомление о подготовке проекта федерального закона
«О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»
I. Проект федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Планируемый срок вступления в силу законопроекта: 01.12.2013.
Круг лиц, на которых будет распространено его действие: экспертные организации, наделяемые правом производства судебной экспертизы и граждан, занимающихся экспертной деятельностью.
Законопроект не распространяется на государственные судебно-экспертные учреждения и специальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих экспертную деятельность в рамках Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
II. Целью разработки данного законопроекта: унификация регулирования правоотношений, возникающих в процессе организации и производства экспертиз и экспертных исследований по заданиям судей, судов, органов дознания, дознавателей, органов (должностных лиц), в производстве которых находятся дела об административных праовнарушениях.
Обоснование необходимости подготовки законопроекта: предлагаемый к разработке проект федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» обеспечит государственный контроль за единым научным и методическим подходом в области судебной экспертизы, качеством судебно-экспертной деятельности экспертов, позволит полнее реализовать статьи 2, 8 и 9 Конституции Российской Федерации.
В настоящее время вопросы назначения, производства судебных экспертиз, вопросы сертификации компетенции негосударственных судебных экспертов и аккредитации экспертных организаций, наделяемых правом производства судебной экспертизы, не имеют единого законодательного регулирования на территории Российской Федерации.
Представляемый законопроект позволит приступить к решению вышеперечисленных задач в соответствии с действующим процессуальным законодательством, что позволит организовать работу судебно-экспертных учреждений и организаций, наделяемых правом производства судебной экспертизы, на уровне мировых стандартов качеств в едином научно-методическом и правовом пространстве.
III. Разработчик законопроекта: Минюст России совместно с Минздравом России и МВД России.
IV. Срок публичного обсуждения: с 29.12.2012 по 20.01.2013.
V. Прием замечаний по законопроекту осуществляется по адресу: г. Москва, ул. Житная, д. 14, адрес электронной почты: dpppreseption@minjust.ru.
[/spoiler]
После ознакомления с данным законопроектом (далее по тексту ЗП) хотелось бы особо отметить, что:
— в ЗП имеются существенные расхождения с нормами процессуального законодательства Российской Федерации, что может привести к нарушению прав участников судопроизводства, а так же иных лиц участвующих в рассмотрении того или иного дела;
— при составлении ЗП разработчик не учитывал требований установленных в иных Федеральных законах, а так же Постановлениях Правительства РФ, что недопустимо и может привести к невозможности применения статей как закона о судебно-экспертной деятельности, так и иных законом в связи с противоречиями содержащимися в них. Так же это может привести к дополнительным законодательным процедурам по внесению дополнений/изменений в соответствующие законы и подзаконные акты.
Расхождение между процессуальными кодексами и федеральными законами зачастую ведет к противоречиям и не правильному применению норм права.
— введение единой системы аттестации государственных экспертов и сертификации негосударственных экспертов в рамках одного Федерального исполнительного органа на практике будет невозможна, так как единолично такой орган не способен определить порядок, определения компетентности эксперта, так как не обладает знаниями во всех областях экспертных исследований, к тому же возложение данных обязанностей на один орган лишает иные государственные органы, а так же экспертные организации предъявлять свои иные требования к экспертам, что нарушает их права предусмотренные трудовым законодательством РФ, в том числе, такие как проведение аттестации работников.
Осуществление подобной сертификации физически не возможно, так как не возможно выдать сертификаты на ВСЕ области человеческого знания, по которым возможно проведение экспертных исследований.
Тотальная сертификация судебных экспертов сделает невозможной экспертизу по огромному спектру исследований и, как следствие, нарушение прав граждан и юридических лиц на предоставление доказательств, что является нарушением фундаментальных основ Российского и международного права (см., например, Европейскую конвенция по правам человека ст. 6 и 13)
— сертификация методического обеспечения судебной экспертизы, в как предлагается в ЗП, так же практически не осуществима, так как не установлен и не может быть установлен перечень методик, методов и средств в области судебной экспертизы. Эксперт проводит исследования исходя из своих знаний и опыта, самостоятельно определяет методы, средства и способы которыми он пользуется при проведении исследования. Экспертиза может быть написана на основе общих знаний или на уровне знаний общеобразовательной школы, или СНиПОВ и ГОСТов, или законодательных актов, или отдельных научных исследований – по логике предложенной в ЗП редакции данной сертификации все вышеперечисленные документы, школьные формулы, научные исследования должны быть законодательно «утверждены» и приняты, что неосуществимо физически, так и нереально фактически, а так же в этом нет никакой необходимости.
То же самое можно сказать и о положениях ЗП в которых предполагается закрепление допустимости использования научно-технических средств и методов при проведении судебно-экспертных исследований к качестве одного из принципов судебной – экспертной деятельности. Это так же фактически невозможно, так как требует легализации, то есть законодательного закрепления ВСЕХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НАУЧНЫХ МЕТОДОВ, что нереально.
Ознакомившись основополагающими нормами ЗП, которые ложатся в основу содержания всего ЗП, а значит экспертной деятельности в Российской Федерации можно сказать о том, что его принятие в предложенной редакции не целесообразно, так как в общем, не регулирует, не способствует регулированию и развитию экспертной деятельности.
В общем предложенный ЗП полностью направлен на установление монополии одним Федеральным органом исполнительной власти в отношении регулирования экспертной деятельности, так как во-первых в рамках данного ЗП будет аттестововать и сертифицировать все экспертные организации и всех экспертов, во-вторых будет самостоятельно единолично разрабатывать и утверждать обязательные к исполнению всеми экспертами и экспертными учреждения методики и стандарты. Особо хотелось бы отметить закрепленное в ЗП право данного Федерального органа исполнительной власти устанавливать перечень экспертиз проводимых исключительно в государственных экспертных учреждения.
То, что данным ЗП закреплено право органа или уполномоченного лица на назначение экспертизы поручать ее проведение иному эксперту либо экспертной организации только лишь при отсутствии необходимого специалиста в штате государственной экспертной организации ограничивает и полностью нарушает процессуально-закрепленное право органов назначающих экспертизу на выбор необходимого эксперта, что, согласно действующему законодательству, недопустимо, так как процессуальные кодексы имеют более высшую ступень по значимости исполнения в иерархии законодательных норм, чем федеральные законы, которые должны соответствовать нормам, установленным в кодексах РФ и Конституции РФ.
Положения ЗП ограничивает доступ к рынку независимой экспертизы и экспертных услуг, как юридическим лицам, так и физическим.
Данный ЗП закрепляет только лишь интересы государственных экспертных организаций, в том числе одного федерального исполнительного органа.
ЗП в предложенной редакции направлен не только к извлечению необоснованной огромной прибыли одним Федеральным органом исполнительной власти, так как аттестация и сертификация в настоящий момент к примеру в РФЦСЭ при Минюсте РФ является платной услугой (в среднем 45 тысяч за один документ соответствия), но и на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, что тем самым нарушает ст. 10 ФЗ № 135 «О защите конкуренции» в соответствии, с которым запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц.
Принятие ЗП в таком виде привет к невозможности отправления не только правосудия, но и прервет работу органов следствия и дознания, что приведет к нарушению установленных сроков для проведения процессуальных действий, что в свою очередь приведет к нарушению конституционных прав и свобод гражданин. К данным нарушениям может привести принятие ЗП, так как в настоящий момент не разработана ни процедура аттестации, ни аккредитации, не разработаны стандарты и методики которым согласно ЗП должны соответствовать эксперты и экспертные организации, а так же экспертные исследования. ЗП не содержит информации о том, как и из каких специалистов будут формироваться аттестационные и сертификационные комиссии. Принятие ЗП в настоящем редакции полностью парализует экспертную деятельность страны.
Нельзя не отметить огромные и реально неоправданные финансовые расходы, необходимые для разработки документов и процедур, предусмотренных ЗП.
Настоящий законопроект путем установления норм о законодательном утверждении методик в принципе приведет к невозможности развития экспертной деятельности, а также необоснованному резкому ограничению возможных экспертных исследований, что приведет к ограничению доказательственных возможностей сторон в нарушение международных норм и воспрепятствованию объективного и быстрого рассмотрения дел. Кроме того, предлагаемый механизм невозможно реализовать в принципе, при этом его установление сделает возможным проведение очень ограниченного количества видов экспертиз, в том числе и таких, о которых разработчики данного законопроекта даже не догадываются.
Принятие ЗП приведет к огромным необоснованным вынужденным затратам юридических и физических лиц осуществляющих либо намеревающихся осуществлять экспертную деятельность, что также нарушает их установленные действующим законодательством права и в некоторых случаях делает невозможным их осуществление. Все вышеизложенное может привести к значительному увеличению стоимости экспертных услуг, а в некоторых случаях и закрытию негосударственных экспертных организации в связи с огромными и не оправдывающими себя расходами на прохождение аттестации и сертификации, а также к значительному затягиванию рассмотрения дел вследствие искусственного ограничения количества и снижения качества знаний экспертов.
Законопроект сделает совершенно невозможным действие Федерального закона от 01.12. 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в сфере экспертной деятельности, что возможно приведет вообще к вынужденной ликвидации саморегулируемых организации, существующих в данной сфере деятельности и юридических лиц основной уставной деятельностью которых является сертификация и аттестация юридических и физических лиц в настоящий момент предусмотренная действующим законодательством. Хотя действенность саморегулирования и системы СРО доказана практикой. Также нужно напомнить, что в системе СРО существуют строительные организации, деятельность которых потенциально намного более опасна, чем деятельность судебного эксперта.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что данный ЗП разрабатывался исключительно в незаконных интересах одного Федерального органа исполнительной власти или отдельных его сотрудников, явно является коррупционным и в силу этого его принятие в предложенной редакции недопустимо.
«Федерация Судебных Экспертов» 18-ого января сего года направила вышеуказанные комментарии в адрес Министерства Юстиций по электронной почте, адрес которой указан в уведомлении о подготовке закона.
Также стоит отметить, что в настоящий момент готовятся постатейные замечания к данному проекту закона, которые в ближайшее время будут опубликованы на нашем сайте.