К вопросу о содержании и форме судебно-экспертной деятельности

Ко вопросу о содержании и форме судебно-экспертной деятельности

Ко вопросу о содержании и форме судебно-экспертной деятельности

Судебно-экспертная деятельность не ограничивается производством экспертиз. Экспертиза — это своего рода конечный продукт, который образуется в результате интеграции организационного и собственно исследовательского компонентов. Исследовательская часть того или иного вида судебной экспертизы обусловлена системой предмета, объекта и методов исследования соответствующей отрасли знаний. Организационная составляющая определяет: кто, как и в какие сроки решит вопросы, требующие разрешения. Представляется, что сегодня именно в организации производства судебных экспертиз имеются проблемы. Сделаем попытку кратко их обозначить. Во-первых, значительные реформы в уголовно-процессуальной деятельности, «расковавшие» многие ограничения российского уголовного судопроизводства, мешавшие реализации общепризнанных принципов и норм международного права, практически не отразились на экспертной деятельности. Основные экспертные учреждения так и остались в подчинении правоохранительных органов. А это носит оттенок нарушения принципа состязательности сторон, когда функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела должны быть отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган. Во-вторых, несмотря на глубоко разработанную теорию производства комплексных исследований и экспертиз, сегодня нет единства взглядов на порядок и организацию их производства. Реально результативность такого рода экспертиз исчерпывается кругозором следователя в подборе объектов исследования и вопросов, разрешаемых экспертами. В большинстве случаев (за редким исключением — после консультаций со специалистами) следователь самостоятельно выбирает вид назначаемой экспертизы и учреждение для ее производства. В результате мы имеет массу нереализованных возможностей, похороненных фразой «не представляется возможным». Позволим себе некоторые аналогии экспертных исследований с исследованиями, например, в области медицины. Есть признаки болезни, для ее лечения необходимо установить диагноз. В сложных ситуациях при установлении диагноза участвуют различные специалисты, усилия которых координируются врачом общей специализации — терапевтом либо группой врачей, специализирующихся в определенной области медицины. Так и в экспертно-судебной деятельности должна быть координация в назначении и порядке производства экспертиз. Думается, что на смену экспертным учреждениям правоохранительных органов должны прийти вневедомственные экспертные организации (ассоциации), объединяющие в себе функции свободных, альтернативных организаций, лицензированных государством для такого рода деятельности. Такие организации могут иметь штат постоянных экспертов, специализирующихся на часто назначаемых экспертизах. Для выполнения редких, наиболее сложных экспертиз указанная организация может самостоятельно привлекать специалистов в необходимой для исследования области знаний. Именно на уровне подобной экспертной организации могут быть реализованы самые различные формы взаимодействия специалистов из разных областей знаний с привлечением соответствующей техники и оборудования. Такая организация экспертных исследований может строиться на основе договоров с научно-исследовательскими центрами, конструкторскими бюро, производственными объединениями и испытательными центрами. Таким образом, экспертные организации берутся за разрешение широкого круга вопросов в интересах уголовного судопроизводства, самостоятельно определяют частные (промежуточные) экспертные задачи, круг необходимых специалистов и организаций, используемые для исследований методы и средства (естественно, что применяемые методы должны быть адекватны требованиям по сохранности вещественных доказательств). Подобная экспертная деятельность строится на финансовых отношениях с заказчиком производства экспертизы в лице обвинения, защиты или суда. В условиях финансово-экономических отношений подобная экспертная деятельность естественным образом приобретет свойства конкуренции. В основе показателей, отражающих суть такой конкуренции, может быть качество выполняемых экспертиз, время и стоимость их производства. Вне всяких сомнений, государство должно контролировать работу подобных экспертных организаций и приостанавливать их деятельность или лишать лицензии в случаях обнаружения всякого рода нарушений, связанных с выполнением договоров, выявлением экспертных ошибок и др. Деятельность конкретных экспертов, участвующих в производстве экспертизы, должна регламентироваться УПК РФ и Законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Создание вневедомственных, структурно и финансово независимых экспертных организаций позволит повысить результативность экспертиз в расследовании преступлений и привнести истинный дух состязательности, необходимый для объективности судопроизводства. Автор: С. М. Колотушкин — начальник кафедры Волгоградской академии МВД России, доктор юридических наук, профессор.
К вопросу о содержании и форме судебно-экспертной деятельности
Оцените статью

Читайте также: