Опыт Саратовского института по решению проблем перехода экспертных вузов на новый путь развития

Опыт Саратовского института по решению проблем перехода экспертных вузов на новый путь развития

Опыт Саратовского института по решению проблем перехода экспертных вузов на новый путь развития

На примере Саратовского юридического института МВД России рассматриваются проблемы вузовской подготовки специалистов по специальности Судебная экспертиза и предлагаются пути ее совершенствования. Развитие криминалистической отрасли — важнейший приоритет МВД России в борьбе с преступностью. От уровня технико-криминалистического обеспечения оперативной и процессуальной работы зависят во многом результаты и эффективность этой деятельности, особенно в условиях реализации стратегии правового государства. Известно, что исполнение современного уголовного и уголовно-процессуального законодательства невозможно без серьезного повышения уровня экспертно-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений. Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел являются центральным звеном системы судебно-экспертных учреждений в России и выполняют основной объем деятельности по применению экспертно-криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью. В последние годы значительно более результативным стало участие специалистов экспертно-криминалистических подразделений в осмотрах мест происшествий, в выполнении широкого спектра судебных экспертиз. Применение криминалистических средств и методов в настоящее время обеспечивает объективную доказательную базу по большинству раскрытых преступлений. Положительные результаты работы экспертно-криминалистических подразделений (ЭКП) страны стали возможны не только по причине улучшения в последние годы их материально-технического обеспечения, но и в связи с развивающейся системой высшей профессиональной подготовки судебных экспертов. Саратовский юридический институт (СЮИ) МВД России с 1994 г. является базовым вузом по образованию в области судебной экспертизы. С 1995 г. активно работает Учебно-методическое объединение (УМО) образовательных учреждений профессионального образования в области судебной экспертизы (с 2002 г. секретарь совета УМО — доцент Р.Ю. Трубицын). ЭКЦ МВД России вместе с вузами сумел консолидировать в рамках УМО ведущих ученых-криминалистов, а также интеллектуальный потенциал правоохранительных ведомств, соответствующих экспертных служб МВД России, Минюста России, ФСБ России, Госнаркоконтроля и других правоохранительных ведомств. Несмотря на эти очевидные достижения современная обстановка требует значительного улучшения подготовки экспертных кадров, повышения общей криминалистической культуры следствия, дознания, оперативно-розыскной деятельности. Основным направлением нового этапа развития профессионального образования экспертов-криминалистов является, на наш взгляд, формирование инновационного потенциала профильных вузов. Роль ведомственных вузов в использовании результатов их образовательной и научно-исследовательской работы в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел должна быть значительно повышена. Существуют определенные проблемы ведомственной образовательной системы в решении этого вопроса. Это в первую очередь разрыв между результатами научно-исследовательской деятельности (НИД) и практическими потребностями ЭКП; недостаточная востребованность новых технологий правоохранительной деятельности практическими органами МВД России; зачастую формальный подход к организации работы по научному обеспечению и внедрению в практику результатов вузовских научных разработок. Предпринимаемые организационно-инспекторским департаментом МВД России меры по улучшению данной работы, по нашему мнению, должны быть дополнены системными изменениями в вузовском секторе научно- исследовательской деятельности. Если кратко выразить суть этих необходимых изменений, то это в первую очередь развитие вузов МВД России по инновационно-образовательному пути. Инновационность развития вуза заключается в том, что подготовка специалистов, воспроизводство нового знания реально доводится до промышленного, коммерческого, а в нашем случае — правоохранительного результата в виде новых технологий оперативной, следственной и технико-криминалистической деятельности, методик раскрытия и расследования преступлений, создания и внедрения новой криминалистической техники, формирования инновационных образовательных программ подготовки специалистов. Такая задача поставлена государством в целом отечественному профессиональному образованию[ref]См.: Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р) // Юридическое образование и наука. 2005. № 4.[/ref]. К сожалению, вузовская система МВД России фактически во многом до сих пор строится на автономных началах и не имеет внутри себя согласованных с правоохранительной практикой инновационных элементов. Для устранения этого недостатка МВД России предпринимает определенные действия. Созданы совет по науке и передовому опыту, научно- технический совет, совет по научно-гуманитарному обеспечению и передовому опыту, 174 научно-практических секций в территориальных органах внутренних дел, проводятся мероприятия по авторскому сопровождению создаваемой научной продукции и ряд других мер. Однако это как бы внешняя часть всей необходимой МВД России инновационной системы, внутренняя же часть, находящаяся в вузах, во многом пока не сформирована. Более того, на протяжении длительного периода с начала 1990-х гг. влияние образовательной системы МВД России на реальное научное обеспечение криминалистической отрасли уменьшалось (рис. 1). Наблюдается дезинтеграция не только науки и практики, о чем сейчас много говорят, а главное — именно науки и образования. Мы в вузе утратили реальную способность проводить по-настоящему квалифицированные исследования в ключевой оперативно-технической и экспертно-криминалистической отрасли. Для этого нет реальных штатных и лабораторных возможностей, так как штаты всех вузов МВД застыли на уровне 70-х гг. XX в. и не учитывают реальных изменений в правоохранительной деятельности и образовании. В отсутствии современной научно-практической инфраструктуры созданная во всех ведомственных вузах МВД России система подготовки научно- педагогических кадров продуцирует в основном теоретические работы даже по прикладным научным специальностям. В настоящее время оказалась разорванной связь между профессиональной подготовкой и реальной правоохранительной практикой, в вузах криминалистического профиля ослабли внутренние структуры, нацеленные на повышение научно-практического уровня экспертно-криминалистической деятельности. Наука в райотдел внутренних дел должна идти в первую очередь через образование и обучение. В соответствии с этим в СЮИ МВД России разработан и осуществлен комплекс мероприятий по усилению практической направленности обучения и научной деятельности. Этот комплекс включает повышение квалификации преподавателей, создание учебно-научно- практических комплексов трансфера современных криминалистических технологий, формирование профессионального сообщества, изменение системы управления научно-образовательной деятельностью и реструктуризацию материальной базы вуза. 1. Рост квалификации преподавателей. Даже при наличии системы стажировок и повышения квалификации преподавателей существует проблема системного воспроизводства их практической квалификации. Необходима систематическая практика преподавателей в сфере реальной экспертно-криминалистической работы для расширения профессионального кругозора. Поэтому мы пришли к идее создания вузовского сектора экспертно-криминалистической и научной деятельности в регионе. В институте после внесения соответствующих изменений в его Устав был создан Центр судебных экспертиз на правах структурного подразделения вуза, действующий на основе закона РФ «О государственной судебной экспертной деятельности». Центр выполняет экспертизы и исследования по определениям суда, постановлениям органов прокуратуры, внутренних дел, ходатайствам сторон в процессе. Сотрудниками Центра являются преподаватели экспертных кафедр, которые получают, таким образом, возможность систематической профессиональной практики и повышения своей квалификации как бы внутри института, но по сути дела — в структуре практической судебно-экспертной деятельности (рис. 2). Работа Центра носит инновационный характер, так как в нем идет апробация современных криминалистических и экспертных технологий, внедрение их как в практику, так и в учебный процесс. 2. Создание учебно-практических комплексов трансфера (передачи) современных криминалистических технологий. Для подготовки специалистов, способных сразу после вуза самостоятельно решать технико-криминалистические и экспертные задачи, и выполнения актуальных научных исследований необходима реальная интеграция вузовских выпускающих кафедр с базовыми экспертно-криминалистическими подразделениями. Для достижения этой цели в 2005 г. на базе кафедры криминалистического оружиеведения (доцент, с.н.с. В.А. Федоренко, профессор А.В. Стальмахов) и на факультете переподготовки и повышения квалификации (доцент А.Б. Нехорошев) института по согласованию с ЭКЦ МВД России были организованы рабочие места экспертов ЭКЦ ГУВД Саратовской области по судебной баллистике и по компьютерной экспертизе. Таким образом, мы объединили интеллектуальные и материально-технические возможности ГУВД Саратовской области и института для эффективного совместного использования технической базы в целях проведения наиболее сложных экспертиз, подготовки кадров высокой квалификации, трансфера разработанных современных криминалистических технологий практическим органам (рис. 3, 4). К сожалению, развитие данной составляющей инновационного процесса в вузе сдерживается устаревшей нормативной базой, так как положения о региональных подразделениях МВД России не предусматривают никаких интегративных структур и совместного использования с образовательными учреждениями материально-технической базы. Инновационные цепочки, в принципе, должны создаваться не только с участием ЭКП, но и производителей новой техники. Так, на кафедре трасологии (доцент А.Г. Сухарев) института с участием фирм-производителей создана лаборатория по криминалистической сертификации запорно-пломбировочных устройств, что позволяет получить самые современные сведения в области технологии производства этих изделий для последующего совершенствования криминалистических методик. Такая же структура создана на кафедре криминалистического оружиеведения, где с производителями отрабатываются как новые образцы техники, так и обучающие программы по ее использованию, в частности автоматизированных баллистических идентификационных комплексов «Кондор» (рис. 5). Очевидно, что реальное решение проблемы внедрения научно-технических достижений в практику органов внутренних дел, повышение качества практической подготовки экспертов, следователей, оперативных сотрудников зависит от создания в вузах именно такого рода интегрированных научно-практических структур. 3. Формирование профессионального сообщества. Главная задача профессионального сообщества в рассматриваемом аспекте состоит в определении содержания как научного заказа, так и заказа на специалиста. Вовлечение профессионального сообщества в научно-образовательную деятельность — непременное условие качественной подготовки выпускников. Без профессионального сообщества СЮИ МВД России не решает ни один существенный вопрос в подготовке экспертов-криминалистов. Сейчас такое сообщество представлено двумя профессиональными организациями — УМО по образованию в области судебной экспертизы и Саратовским региональным отделением Союза криминалистов России (рис. 6). В настоящее время УМО включает в себя не только вузы, занимающиеся подготовкой судебных экспертов, но и представителей экспертных и криминалистических служб силовых ведомств — МВД, ФСБ, Минюста, Госнаркоконтроля, таможенной службы и других ведомств России, имеющих экспертные подразделения. Именно они определяют практический заказ на качество подготовки специалистов, включая базовые параметры Государственного образовательного стандарта и учебного плана. Союз криминалистов — это прообраз широкой профессиональной ассоциации, куда входят на правах индивидуальных членов представители следственных, оперативных, криминалистических служб правоохранительных органов. 4. Совершенствование внутривузовской системы управления образовательным и научным процессами. Существующая в настоящее время структура органов управления в вузе МВД России в значительной мере является наследием прошлого периода, когда требовался общий вал подготовки сотрудников милиции с размытой и усредненной квалификацией. Эта структура строилась по войсковому принципу, через учебно-строевые подразделения, что во многом сдерживает развитие вуза по инновационному пути. В СЮИ МВД России по согласованию Департаментом кадрового обеспечения МВД России были созданы факультеты по направлениям подготовки специалистов, в том числе факультет подготовки специалистов по специальности «Судебная экспертиза». Факультеты имеют необходимую штатную инфраструктуру: начальники факультетов (специалисты по их профилю, заместители по учебной и научной работе, методисты по качеству, по работе с территориями, по научно-исследовательской работе (НИР)). На каждом факультете действуют советы факультетов, к работе которых привлекаются и практические сотрудники ОВД. За факультетами закреплены базовые выпускающие кафедры, которые своевременно корректируют рабочие учебные планы и планы НИР в соответствии с потребностями наших заказчиков. Факультеты координируют работу выпускающих кафедр по созданию самостоятельной учебно-практической инфраструктуры: филиалов кафедр, лабораторий, полигонов, договорных отношений о научно-техническом сотрудничестве с практическими учреждениями. 5. Реструктуризация материальной базы. Создание новых структур, нацеленных на повышение практической отдачи от научной деятельности, требует новой конфигурации материально-технической базы вуза. В СЮИ МВД России проводится переоборудование учебных площадей с учетом двойного использования лабораторной базы экспертных и криминалистических кафедр. Строящийся новый учебно-лабораторный корпус будет функционировать как криминалистический технопарк совместно с ЭКЦ МВД России и ГУВД по Саратовской области, где преподаватели, сотрудники и курсанты будут участвовать в проведении криминалистических научных исследований и разработке криминалистических технологий. Так выглядят основные направления работы по системному решению проблемы формирования инновационного потенциала вуза. Проблема повышения качества работы вуза требует, как мы видим, значительной модернизации той части управления вузом, которая направлена на создание инновационной среды ведомственного образовательного учреждения. Следует дать право самому вузу в счет имеющихся штатов создавать гибкие структуры, отвечающие необходимости решения новых задачи. Для этого требуется пересмотр нормативных актов МВД России в направлении создания возможностей для интеграции материально-технических и кадровых компонентов практических и образовательных учреждений МВД России, совместного использования ими материально-технических ресурсов ведомства. Весь учебный научный и кадровый потенциал вуза должен быть ориентирован на конкретные потребности практических органов. Научные знания сами по себе не трансформируются в умения, навыки и профессиональную компетентность. Для этого необходим целый комплекс новых структур и мероприятий, способствующих реализации потенциала вуза в правоохранительной практике. Это миссия ведомственного вуза, суть которой в интеграции учебного процесса, научных исследований и научно- технической базы. Вуз должен выполнять роль передаточного звена в создании и продвижении современных криминалистических технологий, вести активную информационную деятельность в своей отрасли (рис. 7). Собственный профессиональный потенциал вуза нуждается в сетевом воспроизводстве через специально созданные научно-практические структуры, которых в настоящее время нет в штатном расписании образовательных учреждений МВД России, но которые должны быть созданы в процессе модернизации ведомственного профессионального образования. И, наконец, серьезным деформирующим фактором является вопрос оценки деятельности ведомственного вуза. Существующая система оценки общегражданского характера завела нас в тупик — она не адекватна специфическим задачам профессиональной подготовки в МВД России. Конечно, действующая система аттестации и аккредитации по показателям Рособрнадзора характеризует в определенной степени работу вузов (процент остепененности, штаты, количество монографий, площадей, финансирование и т.д.). Однако эти показатели определяют деятельность самого вуза и никак не отражают степень его влияния на кадровую ситуацию и уровень правоохранительной работы в комплектующих регионах. Показатель Рособрнадзора по трудоустройству выпускников для МВД России с системой контрактов всегда выглядит стопроцентно благополучным, и за этой цифрой абсолютно не видны реальные проблемы качества подготовки выпускников, научного влияния вузов на практическую деятельность органов внутренних дел. Главный вопрос в определении критериев оценки деятельности ведомственного вуза — насколько его работа влияет на кадровую ситуацию в органах внутренних дел той или иной службы или региона, насколько повышает уровень правоохранительной работы сотрудников, в том числе через обучение и внедрение новых правоохранительных технологий. В этом собственно и состоит миссия ведомственной образовательной системы. Если эта система не выполняет роль инновационного звена передачи и воспроизводства отраслевого профессионального опыта непосредственно подразделениям ведомства, то, следовательно, она выполняет какие-то иные, скажем, общие просветительские задачи и должна быть передана в общегражданскую вузовскую систему. Работа ведомственного вуза должна быть нацелена на создание в органах внутренних дел кадрового ядра профессионалов, которые обязаны задавать стандарты работы всей системе. Поэтому главная задача сейчас, как мы ее видим, для института — выстроить инновационную цепь, которая бы связывала практические органы с внутренними и «внешними» структурами нашей образовательной деятельности и позволяла бы полученным знаниям выпускников воплощаться в реальных результатах, повышая показатели оперативно-служебной деятельности экспертно-криминалистической службы. opyt-saratovskogo-instituta-po-resheniyu-problem-perehoda-ekspertnyh-vuzov-na-novyy-put-razvitiya-1   opyt-saratovskogo-instituta-po-resheniyu-problem-perehoda-ekspertnyh-vuzov-na-novyy-put-razvitiya-2   opyt-saratovskogo-instituta-po-resheniyu-problem-perehoda-ekspertnyh-vuzov-na-novyy-put-razvitiya-2   opyt-saratovskogo-instituta-po-resheniyu-problem-perehoda-ekspertnyh-vuzov-na-novyy-put-razvitiya-4 [references/] Автор: В. Н. Синюков — доктор юрид. наук, профессор, генерал-майор милиции.
Опыт Саратовского института по решению проблем перехода экспертных вузов на новый путь развития
Оцените статью

Читайте также: